Сколько в Петрозаводске беременных и рожениц с ковидом, как проходят такие роды, какое состояние у новорожденных, правда ли, что зараженных мам разлучают с детьми.
Портал «Карелия. Ньюс» побеседовал с главным врачом Республиканского Перинатального центра Карелии и роддома им. Гуткина Евгением Тучиным, который ответил на главные вопросы тех, кто планирует рождение детей.
– Евгений Александрович, еще недавно мы радовались, что система родовспоможения с появлением нового Перинатального центра в Карелии стала трехуровневой, отвечающей времени, где высшим звеном стал как раз центр. И вот появился коронавирус. Сейчас, говорят, именно в центре проходят все без исключения роды, а не только те, где есть особые показания. То есть трехуровневая система временно видоизменилась. Так ли это?
Действительно, коронавирусная инфекция привнесла серьезные изменения в том числе в нашу сферу. Роддом имени Гуткина включился в борьбу с коронавирусом. Как уже сообщалось, в конце октября в здании роддома на улице Кирова был открыт стационар по приему больных COVID-19.
Первый был открыт еще летом в гинекологическом отделении роддома на Луначарского, 2. В этих двух стационарах сейчас находятся не только беременные с коронавирусом, но и просто пациенты с коронавирусной инфекцией. На Луначарского сейчас стационар хирургического профиля для пациентов, у которых коронавирусная инфекция идет как сопутствующее заболевание.
– Где сейчас принимают роды в Петрозаводске и Карелии?
– Мы, как и прежде, стараемся проводить роды максимально близко к месту проживания женщины. То есть сейчас обычные роды точно так же проходят в районах – в Костомукше, Сегеже, Сортавале, Медвежьегорске. Если есть показания для родов в Перинатальном центре, например, осложнения, то женщину везут из района к нам. А вот в самом Петрозаводске теперь все роды действительно проходят только в Перинатальном центре. Это касается всех групп риска. Единственное исключение – как раз женщины с положительным коронавирусом.
– Их роды проходят не в Перинатальном центре?
Да. Согласно маршрутизации, принятой Минздравом Карелии все беременные женщины, имеющие положительный тест на ковид, разрешаются не в Перинатальном центре, а либо в стационаре роддома Гуткина на Луначарского, либо в стационаре на Кирова.
Могут, правда, быть и исключения. У нас в центре недавно была пациентка с коронавирусом, которую мы по медицинским показаниям не могли транспортировать в стационар родильного дома. У нее срок беременности был очень маленький, ребенок с экстремально низкой массой тела, были и другие показания по состоянию самой мамы. Она рожала у нас в центре. Ребенок остался в итоге у нас, маму отправили после родов выздоравливать в роддом имени Гуткина.
– Вот как раз об этом хочу спросить. Правда ли, что, если у мамы коронавирус, новорожденного разлучают с ней?
– Правда. Но это делается исключительно с согласия мамы и ради безопасности самого малыша.
– Потому что ребенок заражается от мамы?
– Здесь все не так просто. Согласно имеющимся на сегодняшний день данным всемирной организации здравоохранения, Минздрава России, в мире достоверно не зафиксированы случаи внутриутробного заражения коронавирусной инфекцией. Да, есть единичные случаи выделения коронавируса новорожденными, но причина этого пока не ясна.
В подавляющем же большинстве случаев, у мам с коронавирусом рождаются здоровые детки, которые вирус не выделяют. Скажу больше: в настоящее время в мире нет данных о проникновении коронавируса в плаценту и околоплодные воды и даже в материнское молоко.
– То есть больная коронавирусом мама даже через молоко не может заразить ребенка? Зачем же разлучать?
– Да, через материнское молоко дети не заражаются. Тем не менее, есть мировая статистика, по которой все новорожденные, у которых выявляли через какое-то время после рождения коронавирус, с мамами не разлучались. Если же детей с мамами на время их болезни разлучали, дети коронавирус не выделяли. Поверьте, для нас эта очень больная тема. Мы так же переживаем из-за разлучения новорожденного с мамой. Поэтому мы с мамой ведем беседу, объясняем, что мы не хотим, чтобы она передала коронавирус малышу, например, через близкий контакт, которого не избежать. К тому же сам малыш будет с мамой в стационаре с коронавирусными больными. Это тоже дополнительный риск.
– А если мама будет все-таки против разлучения?
– Если мама откажется, никто малыша не заберет. В данном случае решение мамы для нас закон. Но пока у нас все мамы, которые вышли на роды с положительным тестом, выбрали временное разлучение.
– Сколько женщин рожали у вас с положительным ковидом с начала пандемии?
– 21 женщина (по данным на 20 ноября, – прим. автора). Отмечу, что все новорожденные в Карелии коронавирус не выделяли, рождались без вируса. Всего же у нас за все время ковид был зарегистрирован у 59 пациенток. Кто-то уже благополучно родил, кто-то продолжает вынашивать и уже переболел коронавирусом. В таком случае женщины будут рожать у нас в Перинатальном центре.
– Как переносили коронавирус сами мамы?
В большинстве своем в легкой форме. Был только один случай с пневмонией, но и тут все решилось благополучно. Но в целом мы соответствуем мировой тенденции – женщины, особенно молодые, в большей степени легко переносят коронавирус. Помешать могут только имеющиеся хронические заболевания – сахарный диабет, артериальная гипертензия, заболевания легких, почек, либо просто избыточный вес. Такие пациенты входят в группу риска и без беременности. Что касается ковида, то нам есть, с чем сравнивать.
В прошлые годы у нас были случаи заболевания беременных гриппом, в том числе так называемым свиным – А(H1N1). Это заболевание намного тяжелее протекало у женщин, а порой давало серьезные осложнения. В отличие от него COVID-19 проходит относительно спокойно. Впрочем, мы понимаем, что расслабляться не стоит. В любом случае, беременные женщины в группе риска, особенно если речь о тех, кто имеет хронические заболевания.
– Предположим, у мамы коронавирус, начались роды. Что дальше?
– Для начала не паниковать. Мама будет обеспечена всем необходимым, в том числе заботой и вниманием. Роды будут проходить в одном из двух стационаров роддома Гуткина – либо на Луначарского, либо на Кирова. Туда из Перинатального центра приедет наша выездная неонатальная бригада. Она приедет на нашем, хорошо оборудованном реанимобиле. Это не городская скорая, на ней не возят пациентов с ОРВИ.
Если мама соглашается на временное разлучение с малышом после родов, наш персонал перевозит ребенка на этой машине в Перинатальный центр в специально созданную для таких случаев секцию.
Малыш не попадает в общую палату с детьми. Ребенок круглосуточно находится под наблюдением. У него берут мазки, при отрицательном тесте переводят в общее отделение. Там, также под постоянным наблюдением, малыш ждет, когда выздоровеет его мама. Но к каждой ситуации мы подходим индивидуально. Очень внимательно относимся к тому, есть ли в окружении мамы, заразившиеся коронавирусом, другие зараженные, чтобы не выписать ребенка в возможный очаг болезни. Главная задача – максимально обезопасить и защитить новорожденного и его маму.
– В период пандемии снизилось или увеличилось число родов?
– Могу сказать, что пациентов стало больше, чем в обычное время. Это связано и с тем, что стационарная акушерская помощь в Петрозаводске теперь оказывается у нас в центре. Что касается числа родов, то в нашем центре мы приближаемся к отметке 3000 новорожденных с начала года. За весь прошлый год в Перинатальном центре родилось 3046 малышей. Если же сосчитать всех новорожденных, то за весь 2019 год в Петрозаводске родилось 4200 детей. В этом году мы вряд ли достигнем этой отметки, возможно, приблизимся к отметке в 4000. То есть, как видите, количество родов больше не становится. Но это не ковид, а демографические тенденции.
– А прерываний беременности в связи с пандемией больше не стало?
– Не стало. Ни у нас, ни по России, в целом. Сегодня количество беременных и встающих на учет практически не меняется. Даже в это время семьи выбирают появление детей.
– Это хорошая новость, но, согласитесь, многие сейчас действительно опасаются планировать беременность. Вы как главврач, что посоветуете сомневающимся?
– Вопрос вроде бы простой, но давать советы мне сложно, потому что это выбор каждой семьи. Ведь помимо медицины, есть социальные аспекты, которые вызвала пандемия. Например, наличие работы, дохода семьи и так далее. Если говорить о медицинской составляющей беременности и рождения, то я не вижу никаких серьезных опасений, чтобы не планировать рождение детей, если семья этого хочет. Вся помощь беременным, роженицам (тем, кто рожает, – прим. автора) и родильницам (те, кто уже родил, – прим. автора), а также новорожденным оказывается в полной мере. Никакого коллапса системы родовспоможения из-за пандемии нет и, надеюсь, не будет.