Эксперты рассказали, что ждет российский рынок товаров, на который обрушились санкции.
О том, что множество иностранных компаний уходят из России, пишут все СМИ. В народе в связи с этим царит тревога, а порой и небольшая паника, когда все вдруг начинают сметать с прилавков сахарный песок. Федеральное издание «Известия» опросило экспертов, чтобы разобраться, какие товары могут исчезнуть с прилавков российских магазинов, а какие точно останутся. Считаем, что эта информация важна и для читателей «Карелия.Ньюс».
Продукты питания и бытовая химия
Инна Гольфанд, партнер Strategy Partners, предоставляющей услуги по разработке бизнес-стратегии, рассказала, что на данный момент импорт какого-либо вида продовольствия не был остановлен, так как продукты питания не входят в санкционные списки.
По словам Гольфанд, никакие продукты не исчезнут с прилавков — в крайнем случае их заменят поставками из других стран.
В наибольшей зоне риска, по ее словам, находится импорт с Фарерских островов, которые поставляют в Россию 40–50% от всего импорта сельди и скумбрии. Весь остальной импорт рыбы идет без изменений.
Трудности могут быть с фруктами, так как в России производится около 40% фруктов от общего потребления. В Союзе производителей ягод считают, что в ближайшее время могут сократиться поставки фруктов на российский рынок, поскольку большая их часть ввозится из-за рубежа. Однако основными поставщиками фруктов в РФ являются страны, которые не присоединились к санкциям.
Рисков в поставках сырья для производства кофе и чая нет, утверждает ассоциация «Росчайкофе». Основные поставщики кофе — Бразилия, Вьетнам, Колумбия, чая — Индия, Шри-Ланка, Вьетнам и Китай. Эти страны не вводили антироссийские ограничения.
Однако с российских прилавков исчезнут напитки от компании PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda и другие), при этом компания продолжит производить товары первой необходимости — молочные продукты и детское питание.
Значительно сократится ассортимент алкогольной продукции, в частности, пива. Из России уходят западные марки. Уходит пиво от Heineken. Прекратили поставки в Россию Plzeňský Prazdroj, Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar и Bernard. Также экспорт приостановила британская алкогольная компания Diageo, которой принадлежат бренды виски Johnnie Walker и White Horse, рома Captain Morgan, пива Guinness, водки Smirnoff.
Британская компания Unilever, которой принадлежат в том числе бренды Dove, Rexona, «Чистая Линия», Axe, Domestos, Cif, объявила о прекращении инвестиций в проекты в РФ, но бренд продолжит поставки «жизненно важных продуктов питания и гигиены, произведенных в России, для жителей России».
Электроника и автомобили
Очевидно, что начнутся определенные проблемы с поставкой электронной техники: компьютеров, серверов. Уже закрыты поставки огромного списка брендов иностранных автомобилей. Но в России остаются китайские машины. Другой вопрос – цена.
Одежда и обувь
Антироссийские санкции также коснулись и интернет-ритейла, продаж на маркетплейсах типа Wildberries и Ozon. Однако товары с онлайн-прилавков не ушли, и сложно прогнозировать, что будет дальше. Сейчас у поставщиков появились сложности с доставкой тканей и фурнитуры.
Уже сегодня продавцы активно реализуют товары на Wildberries, которые сшиты из флиса, сатина и шелка, а также изделия из натуральной итальянской кожи.
Товары, которые сейчас распродаются продавцами, становятся неактуальными в связи с сезонностью либо изготавливаются из зарубежного сырья, которому уже ищется альтернатива. Но полностью они не уйдут, продавцы находят решения — договариваются с производителями, меняют логистику или объединяются, чтобы сделать закупку на более выгодный объем сырья сразу для нескольких продавцов онлайн-витрин.
Более того, эксперты полагают, что российским производителям вполне под силу занять в течение двух-трех месяцев эту нишу.
Иными словами, эксперты точно не прогнозируют голодные месяцы и годы, продукты в продаже будут, причем самые разные. А вот к отсутствию импортных непродовольственных товаров, возможно, лекарств, технике, автомобилей – придется потихоньку привыкать.
Впрочем, отметим, что жителей и России, и Карелии беспокоит больше не отсутствие каких-то брендов, а резкий скачок цен, который уже произошел с 24 февраля, когда Россия начала военную операция, а Запад начал вводить санкции. Отсутствие МакДональдса многие переживут и простят, а вот гиперинфляцию или не дай бог дефолт, переживать как-то не хотелось бы.