Таинственный соперник. Как московские сутяжники пытались сломать в Карелии мусорную реформу, но у них ничего не вышло

Закончилась судебная и довольно громкая история, которая последний год тормозила мусорную реформу в Карелии. Главный итог – хэппи энд.  

В январе 2022 года в Арбитражном суде поставлена точка в довольно странной судебной истории противостояния московской компании ООО «ИнтегралИнвест» с одной стороны и с другой стороны – правительства Карелии и новгородской компании с чешскими корнями ООО «МЦЕ Инвест Рус». ООО «МЦЕ Инвест Рус», если кто не в курсе, – инвестор и главный реализатор мусорной реформы в нашей республике, в результате которой у нас в республике в Прионежском районе должен появиться новый современный полигон и завод по переработке мусора. Добавим, что «МЦЕ Инвест Рус» еще и с некоторых пор ключевой собственник (владелец 51% доли) регионального оператора по вывозу отходов «Автоспецтранс», который недавно был переименован в ООО «Карельский экологический оператор» (КЭО). Так вот реформа должна завершится до 2024 года, но неожиданно в прошлом году забуксовала. 

Забуксовала она потому, что упомянутая выше московская компания «ИнтегралИнвест» пыталась через суд оспорить итоги конкурса и концессионное соглашение «МЦЕ Инвест Рус» с правительством республики, которое было подписано в начале прошлого года. Но в итоге все же проиграла суды. 

В ряде СМИ ситуация была подана едва ли не как борьба добра со злом. Где добром были почему-то москвичи, а злом – та самая сомнительная концессия между «МЦЕ Инвест Рус» и правительством Карелии в лице Корпорации развития (второй собственник «Автоспецтранса»). Дескать, правительство республики буквально подарило непонятному новогородскому инвестору 51% доли главного регоператора по вывозу мусора и фактически просто так отдало ему весь прибыльный мусорный бизнес. 

Портал «Карелия.Ньюс» попробовал разобраться в теме. Мы изучили документы, историю появления той самой концессии, пообщались с директором «МЦЕ Инвест Рус» Владимиром Кваниным, а также нашли в открытых источниках информацию о том, что же это за компания «ИнтегралИнвест», которая под видом активного участница мусорного рынка и борца за честный бизнес устроила почти годовое судилище. В итоге оказалось, что в этой истории все выглядит совсем по-другому, чем преподносится. Впрочем, стоит напомнить, с чего все началось. 

Сначала был мусор 

Карелия многие годы утопает в мусоре. Это факт, который не вызывает сомнений. При этом ни о какой переработке отходов речь десятилетиями не шла. Мусор просто свозили на 18 республиканских свалок, там он просто гнил. Для имиджа чистой республики, центра притяжения туристов – не солидно. Строительство мусорного полигона с переработкой и утилизацией мусора не просто назрело, а давно перезрело, ведь во всем мире из мусора уже давно делают одежду и вещи. Мы же даже утилизовать его нормально не можем. Позор.

Для исправления ситуации у правительства Карелии вариантов было не много. Либо мусором будет заниматься сама республика через свои ГУПы и МУПы и за свои бюджетные деньги, либо появляется частный инвестор, который будет готов прилично вложиться в мусорную реформу, сам все организует, но получит при этом стабильный доходный бизнес на годы. Республиканскими властями был выбран вариант с инвестором – как менее затратный, более перспективный и прогрессивный. 

В 2018 году на горизонте появилась компания ООО «МЦЕ Инвест Рус» с чешскими корнями, но новгородской пропиской. Так началась работа над созданием концессионного соглашения между правительством Карелии и этой компаний. 

Если просто, то концессия – это форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу госимущества в аренду на определенный срок частному инвестору. Инвестор вкладывает оговоренные проектом средства и строит объекты и инфраструктуру. Построив и сдав госкомиссии все объекты проекта, инвестор имеет право получать от их работы доход для возврата инвестиций от его использования. В данном случае, имущество, предоставленное правительством Карелии – это собственно мусор и земля. 

Что будет в Орзеге



Итак, после предварительного согласования с правительством Карелии, в 2018 году компания ООО «МЦЕ Инвест Рус» начала работу над созданием частной концессионной инициативы. 

Частное концессионное соглашение – это на самом деле огромный и очень дорогой труд, – рассказывал директор «МЦЕ Инвест Рус» Владимир Кванин. – Вопрос десятков миллионов рублей. Мы за несколько лет потратили около 100 млн рублей. Это большие деньги. У нас получился документ примерно на 500 страниц. Мы прошли все законным путем, можно сказать, вытоптали ножками. 

Когда соглашение было готово, оно было отправлено на согласование в правительство Карелии. По закону, власти обязаны проинформировать о появлении такой инициативы общество и других возможных интересантов. Мало ли найдутся другие инвесторы, готовые на более выгодных для государства условиях реализовать концессию. Если появляются другие интересанты, объявляется конкурс. Если интересантов нет, соглашение подписывается с составителем концессии. 

В итоге конкурс все же состоялся, но его выиграло «МЦЕ Инвест Рус», которое потратилось на 500-страничный документ. 1 марта 2021 года правительство и инвестор подписали концессионное соглашение на 25 лет. 

По соглашению, в Карелии из 18 официальных свалок закроются 15. Все отходы будут везти на единый полигон недалеко от поселка Орзега рядом со старой свалкой. При этом площадь существующей свалки благодаря технологии утилизации планируют сократить с 182 до 13 гектаров (в 14 раз!). Объем инвестиций в проект – 1,5 млрд рублей. На двух участках построят полигон и технопарк. 

Инвестор начал большую работу по подготовке проектно-сметной документации полигона, проведении экологической экспертизы. Республика в свою очередь занялась вопросом земли, которую необходимо было перевести из земель лесного фонда в земли промышленного назначения. 

Почему «МЦЕ Инвест Рус» стал владельцем «Автоспецтранса» 

Здесь важно отметить, что в ходе всех этих процедур главный инвестор в мусорную реформу неожиданно стал еще и владельцем 51% доли регионального оператора «Автоспецтранс», вложив 24 млн рублей, которые к тому же остались на предприятии, а не пошли в бюджет Карелии. Это тоже вызвало вопросы. Ранее 100% владела Корпорация развития Карелии, по сути, республика. У Корпорации в итоге осталось 49%. Откуда такая щедрость, интересовались многие. 

Это была не щедрость, а наши гарантии, – поясняет Владимир Кванин. – Регионы побогаче в концессионных соглашениях обязательно дают финансовую гарантию на случай, если что-то пойдет не так. В случае невыполнения условий концессии со стороны правительства предполагается возмещение затрат инвестору. Но карельские власти сразу заявили, что никакой финансовой гарантии они дать не могут. И более того, условием было сохранение тарифов. Тогда мы предложили правительству, раз они не могут нам дать финансовую гарантию, то пусть дадут многолетнюю гарантию в виде поставок сырья, то есть мусора, пока мы не отобьем вложения. Для осуществления такой гарантии и был выбран вариант нам самим стать регоператором. Мы ведь сами себя не обманем. И это будет наша гарантия, что мусор вдруг не поедет куда-нибудь на другой завод. Правительство такой вариант устроил. После оценки предприятия «Автоспецтранс» мы внесли 24 млн рублей. Деньги с согласия сторон пошли на поддержание предприятия. 

И вот здесь, по словам Владимир Кванина, второй момент, почему правительство так охотно простилось с 51% доли регоператора. 

Когда мы начали разбираться, оказалось, что «Автоспецтранс» находится на грани банкротства. На момент нашего прихода у регопреатора перед подрядчиками было более 500 млн рублей долгов. И это при том, что предприятие с миллиардным оборотом на бумаге показывало прибыль. Проблема оказалась в дебиторке, собираемость оказалась на уровне 80%. Причем вернуть невыплаченные деньги практически невозможно. Однако для налоговой эти несобранные деньги идут как прибыль. Но фактически ее нет. 

По словам Кванина, предприятие «Автоспецтранс» шло семимильными шагами к банкротству. 

К тому же ни один банк не давал на тот момент обязательную для сферы ЖКХ банковскую гарантию ни регоператору «Автоспецтранс», ни Корпорации развития, которая им владела. Банки понимали, что предприятие на грани банкротства. Поэтому правительству появление инвестора и нового собственника у «Автоспецтранса» было необходимо как воздух. В итоге мы помогли получить и банковскую гарантию, а вложенные 24 млн пошли на закрытие финансовых проблем «Автоспецтранса». 

Отметим, что конкурс по вхождению в ООО «Автоспецтранс» нового инвестора был открытым и проходил даже дважды. Войти могли все желающие. Но существующие на территории Карелии низкие тарифы были для других инвесторов неинтересны, не предполагали значительной прибыли. А увеличивать тариф правительство не собиралось. Единственным, кто был готов работать с существующим тарифом, оказался как раз «МЦЕ Инвест Рус».

Таинственные соперники

И вот тут мы подходим к самому интересному. К появлению на горизонте таинственного соперника в лице той самой компании ООО «ИнтегралИнвест» из Москвы. 

Итак, «МЦЕ Инвест Рус» становится совладельцем регионального оператора, а 1 марта 2021 года подписывает концессионное соглашение с правительством Карелии. Казалось бы, можно начинать реализацию долгожданного проекта. 

Но не тут-то было. С решением правительства Карелии по выбору победителя конкурса было не согласно одно предприятие, которое также подавало заявку на участие в конкурсе. Заявка была не принята из-за нарушений подачи документов. 

Так в истории появилась московская компания «ИнтегралИнвест». В апреле она начала судебную тяжбу с правительством республики. Сначала в Арбитражном суде Карелии, далее в 13-м апелляционном суде в Санкт-Петербурге и окончательно – в кассационной инстанции. Компания требовала отменить итоги конкурса, заявляя, что на более выгодных условиях готова реализовать концессию, но в итоге получила незаконный, по ее мнению, отказ. 

Суды длились до января 2022 года. Из-за них мусорная реформа была заморожена. Но в итоге на всех этапах разбирательства судебные инстанции утвердили правомерность действий правительства Карелии в проведении конкурса и выборе победителя.

Что же это за предприятие ООО «ИнтегралИнвест», возглавляемое директором Андреем Козаченко, которое так хотело собирать и утилизировать мусор в Карелии и потратило почти год на суды. 

В моем понимании это профессиональные московские сутяжники, главный бизнес которых – шантаж и вредительство в отношении честных участников рынка. Это и есть их бизнес, – считает Владимир Кванин. – В нашем случае люди просто пытались снести концессию, заработать на ней другим способом. Однако я не сомневаюсь, что никаких реальных планов работать с карельским мусором у них нет и не было. У них были другие задачи. 

– Мы провели анализ и пришли к выводы, что с этими товарищами могут быть связаны сотни таких фирм-однодневок. Такие компании ждут, когда честный участник рынка выходит на конкурс, потратив для этого деньги и время на создание концессий и проектов. Тогда они тоже выставляются, заявляя, что могут выполнить концессию. Их задача – чтобы частная концессионная инициатива не состоялась, чтобы обязательно был объявлен конкурс. И вот на этом конкурсе они и намерены получить свои выгоды. Вариантов несколько. Например, честные инвесторы, видя такого конкурента, откупаются от него. Если договорится не вышло, эти «великие комбинаторы» участвуют в конкурсе, выигрывают его, а потом либо отказываются, либо находят нового покупателя. На этом весь бизнес и строится. Конкретно эти люди из «ИнтегралИнвест» выходили на нас через чиновников, не напрямую. Но мы отказывались даже от обсуждения каких-то условий, так как считали, что у нас с правительством все сделано по закону. В итоге они проиграли. Но сколько времени было упущено! 

Кто такие «ИнтегралИнвест»

Портал «Карелия.Ньюс» заглянул в открытые источники, чтобы проверить подозрения Владимира Кванина о том, чем реально занимается «ИнтегралИнвест». Мы нашли немало любопытной информации как о самом предприятии, так и о людях, которые за ним стоят. 

Итак, ООО «ИнтегралИнвест» было зарегистрировано как юрлицо в октябре 2020 года. На начало 2021 года в компании работал один человек.  Уставной фонд 40 тысяч рублей. По данным налоговой инспекции, предприятие значится как содержащее недостоверные сведения и с 17 января 2022 года у него остановлены все операции по расчетным счетам в банках РФ. 

В архиве арбитражных дел тоже множество доказательств нечистоплотности компании. В базе большое количество судебных исков от ООО «ИнтегралИнвест» (директор Козаченко А.В., один из учредителей (50% уставного фонда) – ООО «Хмарин и партнеры») и аффилированными ей структурами в различных регионах России. Все они по одной тематике – признать прошедшие там конкурсы по различным концессионным соглашениям недействительными. Эти компании и аффилированные с ними лица только в 2021 году пытались ломать концессии в Тульской, Ульяновской,Тамбовской, Воронежской области, Ямало-Ненецком автономном округе , Владивостока и в Приморском крае. Вот, например, ЗДЕСЬ можно прочитать про громкую концессионную историю в Сургуте с участием этих же персонажей. 

В общем, структуры, связанные с ООО «ИнтергалИнвест», засветились в концессионных историях по всей России. И то, что у этих компаний нет задачи заключать концессионные соглашения, говорят даже сами суды. Вот, например, цитата из постановления Пятого арбитражного апелляционного суда Владивостока от 14 октября 2021 года, где речь идет про дружественные компании ООО «ИнфраструктураСтрой» и ООО «ИнтегралИнвест», генеральным директором и участниками которых являются одни и те же лица:

В этой связи имеются обоснованные основания полагать, что общество, не имея целью реальное заключение концессионного соглашения, подавая заявки на участие в конкурсах и оспаривая впоследствии отклонение таких заявлений, злоупотребляет своим правом (статья 10 ГК РФ)».

Добавим, что уже в конце 2021 года на Владимира Кванина и «МЦЕ Инвест Рус» выходили представители еще одной аффилированной все с ООО «ИнтергалИнвест» из Петербурга – ООО «СК «Гидрокор». Представители этой конторы и вовсе требовали от Кванина и его компании отдать им свой бизнес. Именно не продать, а отдать. В противном случае обещали организовать серьезные проблемы с силовыми органами, в которых у них, якобы есть связи. «МЦЕ Инвест Рус» отказали и здесь, а Владимир Кванин сообщил, что готовит сейчас заявления в ФСБ, Следственный комитет и прокуратуру по данному факту. 

Что сейчас

По последним данным, сейчас все попытки вставить палки в колеса «МЦЕ Инвест Рус», а по сути, в мусорную реформу Карелии, со стороны иногородних интересантов закончились. На прошлой неделе вновь запущен процесс перевода земель лесного фонда под строительство полигона. Этот вопрос власти обещали решить в самое короткое время. 

«МЦЕ Инвест Рус» со своей стороны подало документы на экологическую экспертизу проекта. Когда она будет пройдена, начнутся работы на месте. Владимир Кванин надеется, что несмотря на суды, проект будет реализован в срок – то есть в 2024 году в Карелии появится полигон и завод по переработке и утилизации мусора. А это значит, что в Карелии, наконец, начнет решаться важнейший мусорный вопрос. 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять