Госдума в третьем чтении приняла закон о регулировании просветительской деятельности.
Вопреки мнению ученых и деятелей культуры государство все же решило оставить за собой исключительное право на просветительскую деятельность.
Сегодня, 16 марта, Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Один из посылов закона – борьба с иностранным вмешательством в образовательный процесс в стране.
С 1 июня 2021 года просветительскую деятельность, в частности, чтение научно-популярных лекций, будет контролировать правительство, а для ее проведения нужно получить специальную лицензию после правительственного заключения. В развитых странах это называется простым и понятным словом – цензура, которой у нас нет по Конституции.
Как сообщает сайт нижней палаты, просветительская деятельность – это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. То есть под нее попадут все семинары и курсы, встречи с учеными и, например, иностранными экспертами – все, что не входит в официальную образовательную программу.
Именно это все отныне и будет контролировать и согласовывать государство. Официально причины такого контроля объясняются убедительно: запрещено использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения действиям, противоречащим Конституции РФ. Как не сложно догадаться, что такое хорошо, что такое плохо, что такое правильная позиция, а что разжигающая рознь – будет определять государство в лице правительства.
На сайте Госдумы открыто говорится, что закон призван оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности. Речь, в первую очередь, об ограждении от западного вмешательства в умы юных «пионеров и ленинцев». Антироссийская пропаганда, как мы понимаем, не что иное как любая критика действий власти. Негоже, чтобы кто-то указывал нам, что у нас что-то не так. Весь мир враги, а мы молодцы. И только так.
Отметим, что огромное количество деятелей культуры и науки выступали против этого закона о научной и просветительской цензуре. Например, петиция на сайте Change.org против него набрала более 237 тыс. подписей.
В своих письмах президенту и премьер-министру, деятели открыто говорили, что закон создает предпосылки к цензуре, поскольку после принятия закона всему научному сообществу придется согласовывать с властями все просветительские материалы до их публикации, «что ограничит свободу мнений, а также существенно усложнит ведение такой деятельности для законопослушных просветителей, но никак не повлияет на деятельность запрещенных экстремистских организаций».
Закон еще не вступил в силу, его еще должен одобрить Совет Федерации и подписать президент. Но понятно, что уже сейчас можно говорить, что закон будет принят.