Ловили тоннами, а ответят за крохи. Поймана банда браконьеров, которая истребляла онежского лосося

3 декабря 2018 года в Прионежском районе, в деревне Каскесручей поймана банда браконьеров, которая несколько лет подряд активно ловила и продавала запрещенного к вылову онежского лосося. Возбуждено уголовное дело. 

Как рассказали порталу «Карелия.Ньюс» в пресс-службе МВД республики, банду обезвредили сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Карелия. По скупой информации из МВД, в акватории Онежского озера в районе деревни Каскесручей полицейские выявили лодку. Когда судно причалило, в нем были обнаружены мешки с рыбой.

Ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в результате незаконного вылова лосося и судака, составил более 100 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело по статье 256 УК РФ. Дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретных лиц. В настоящее время, по данным МВД, на причастность к совершению данного преступления проверяются два жителя Карелии. 

Напомним, что еще в декабре об этом задержании коротко отчиталось Министерство сельского и рыбного хозяйства Карелии. В сообщении говорилось о том, что некий мужчина (там фигурировал один, а не два персонажа) добыл 24 экземпляра онежского лосося и был пойман с поличным. Стоит напомнить, что в конце уходящего года штраф за одного пойманного лосося был увеличен до 11 тысяч рублей за один экземпляр. Остается предположить, что либо лососей было не 24, а меньше, либо что-то в данных МВД и Минсельхоза не стыкуется. 

Информация о поимке банды – без сомнения, новость хорошая. Но есть в этой истории даже не ложка, а целая бочка дегтя. Дело в том, что информацию о существовании данной банды с именами, явками и паролями автор этих строк знал более года назад. Знал и пытался донести ее до тех, кто должен ловить не рыбу, а преступников. 



Скажу честно, очень хотелось написать об этой истории непредвзято, в сотрудничестве вместе с МВД и рыбоохраной, которые отвечают за сохранение биоресурсов. Только этого не получилось. Потому что ни рыбоохрана, ни МВД Карелии работать с прессой не захотели. Подробности мне пришлось добывать по крупицам у неофициальных источников, что оставляет риск появления неточностей. Официально, повторюсь, все оказалось спрятано, завуалировано и, не исключаю, коррумпировано. 

И рыбоохрана, и МВД

Началась эта история больше года назад – осенью 2017 года. Я тогда только опубликовал большое расследование «Онежский лосось. Как убивали главную рыбу Карелии». Больше полугода я вникал в тему, пытаясь понять, почему выведенная в 2004 году из Красной книги рыба, а именно шуйское стадо лосося, в 2015 году вновь была полностью запрещена к вылову. Десять лет дикого браконьерства и полного наплевательства со стороны государства убили не только самого лосося, но новую очень перспективную туристическую отрасль – любительское рыбалку на лосося в Онежском озере. В расследовании, которое я провел в рамках международной программы журналистских расследований SCOOP, я тогда, хочется верить, показал проблему со всех сторон – как ловят рыбу браконьеры, как безнаказанно сбывают ее в магазины и торговые точки, как органы правопорядка и рыбоохрана закрывают глаза на эту проблему. 

Я показал где конкретно ловят лосося, на видео есть даже сети на лосося, установленные запрещенным способом – верхоплавом. И даже, основываясь на надежные источники, рассказал, что в незаконном бизнесе по ловле лосося могут быть замешаны действующие сотрудники МВД Карелии. Причем далеко не рядовые. 

Однако вопреки ожиданиям никакого интереса ни у МВД, ни у прокуратуры материал не вызвал. В МВД Карелии мне и вовсе тогда сказали, что материал мой спонсировался по международной программе, а значит, написан он с одной целью – дискредитации России, а потому информация моя, так сказать, с душком. В общем, МВД ее в работу не взяло. Тема заглохла. «Карелрыбвод» торжественно продолжал выпускать малька лосося в Шую, браконьеры безнаказанно продолжали тоннами незаконно ловить взрослую рыбу. 

Река Шуя. Здесь находится база “Карелрыбвода”. Фото И.Подгорного

Здесь надо сказать, что изучение темы лосося познакомило меня со множеством интересных и неравнодушных граждан из карельской глубинки. Некоторые из них стали моими источниками получения информации. Эти источники рассказали мне очень много не только об особенностях этого тайного карельского рыбного бизнеса, но и назвали имена и фамилии некоторых его участников. 

В ходе общения с местными жителями, попала ко мне информация и о том, что одну из браконьерских банд в поселке Каскесручей покрывает, а по сути, крышует один из действующих сотрудников карельской рыбоохраны. Этого человека прекрасно знают все, кто варится в этой отрасли. Более того, в банде может состоять один из бывших сотрудников МВД Карелии. Все фамилии данных лиц мне были известны. И совсем уж интересная информация – рыбу предположительно сбывают через сотрудников МВД поселка Вознесенье соседней с Карелией Ленинградской области. Разумеется, эти были данные моих источников, которые следовало проверить тем, кто получает за это зарплату. 

Понимая, что карельская рыбоохрана может быть замешана в этой истории, а по сути, коррумпирована, понимая, что МВД Карелии также может участвовать в этом бизнесе, я решил подключить к процессу Северо-Западное территориальное управление по рыболовству и напрямую, минуя карельский рыбнадзор, вышел на Санкт-Петербург. 

Мне казалось, что питерское начальство, узнав о возможной коррупции в своем ведомстве, предпримет какие-то шаги. До тогдашнего руководителя Северо-Западного управления Дениса Беляева была доведена информация о банде браконьеров. Были названы имена и фамилии нарушителей закона, номер и даже цвет дома, где у них находится база и холодильники, марка, номер и цвет автомобиля и даже марка и цвет их катера. Было сказано, во сколько предположительно люди выходят на проверку сетей, когда возвращаются. Также я рассказал, что, по данным моих источников, в процессе участвует и местная рыбоохрана. В управлении в Петербурге меня поблагодарили и пообещали провести рейд. Но на этом все закончилось. Я пытался выяснить, почему ничего не происходит, но мне лишь сообщили, что рейды прошли, но никого не поймали. Это было в конце 2017 года. 

Понять и простить

В 2018 году мне вновь поступила информация от моих источников, что данная группа лиц продолжает активно ловить лосося. Снова речь идет не о штучных уловах, а о мешках пойманной рыбы, которая уходит на продажу. Ловят много, сбывают предположительно в Ленобласть. 

На этот раз через третьих лиц мне удалось выйти на Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД. Напрямую общаться сотрудники отказались. Правда, в МВД мне сказали, что давно якобы ведут эту группу. Ведут, но почему-то не обезвреживают, разрешая ловить тонны лосося.

К моему удивлению, 3 декабря 2018 года сотрудники управления смогли все же обезвредить банду, которую я вел больше года. Более того, по навигатору браконьеров уже практически зимой, ломая лодкой лед, они сняли все сети, установленные в озере. 

Уверен, что 24 лосося и судака на 100 тысяч рублей из сводки – лишь крохотная вершинка айсберга того ущерба, который нанесла только эта группа лиц. А ведь есть аналогичные бригады браконьеров и в других деревнях и поселках. Все они работают, ловят онежского лосося и в ус особо не дуют. Также безнаказанными остаются сотрудники рыбоохраны Карелии, которые, не сомневаюсь в этом, если не напрямую участвуют в сбыте рыбы, то как минимум, закрывают глаза на эти преступления, видимо, имея какую-то свою выгоду. Про сотрудников МВД, которые также могут участвовать в этом бизнесе деликатно промолчу. МВД по-прежнему не хочет проверять эту информацию. Как и данные о возможных поставках карельской рыбы в Ленобласть. 

Сейчас у меня есть серьезные опасения, что и эта история с поимкой банды в Каскесручье потихоньку сойдет на нет. Уголовная статья возбуждена по факту, а не в отношении. Ущерб объявлен всего в 100 тысяч рублей. Информация об этом преступлении не афишируется в СМИ, подробности истории тщательно скрываются в МВД. Рыбоохрана и вовсе заняла агрессивную позицию. Вместо нормальных комментариев начальник карельского ведомства угрожал автору этого материала судебными разбирательствами. 

Здание карельской рыбоохраны

Складывается полное ощущение, что пойманных граждан кто-то старательно пытается «отмазать» от серьезной ответственности, а историю забыть. По моим данным, банда браконьеров из Каскесручья, которая занималась крупными поставками особо ценной и запрещенной к вылову рыбы, уже сейчас превратилась лишь в одного предположительно виновного, который вместе с судаком случайно поймал несколько голов лосося. За такие преступления суды как правило выносят вполне мягкие приговоры. Все это преподносится под соусом «оступился деревенский мужик, рыбки захотел поесть, работы нет на селе, а есть хочется. Вот потому его надо понять и простить». 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять