Вдогонку суд оштрафовал ее на 30 тысяч рублей за дискредитацию Вооруженных сил России.
Наталья Ермолина рассказала порталу «Карелия.Ньюс», как пришла к такому решению, что будет с «Agriculture Club», планирует ли оплачивать штраф и возвращаться в Петрозаводск.
Наталья Ермолина для Петрозаводска не просто журналист, не просто блогер, не просто мама и папа популярнейшего пространства для интеллектуалов «Agriculture Club». Она, вне всякого сомнения, один из брендов нашего города. И вот бренд уехал. Причем сразу из страны. Об этом она сегодня сама рассказала своим подписчикам в ВК. И нашему порталу. А заодно ответила на вопросы, как так вышло, и навсегда ли она?
Русские айтишники все испортили
Сейчас Наталья Ермолина в Черногории, в городе Будва. Живет в маленькой квартире-студии в 200 метров от чистейшего Адриатического моря. У нас тут минус 8 сегодня, а у нее там на чужбине плюс 20.
Сначала сюда уехал мой сын. Уехал с девушкой. Он хоть и не годен к военной службе, но время у нас такое, что кто его знает. А я сразу поняла, что не готова отдавать единственного сына в топку международных отношений. Через четыре страны он достиг Черногории. Здесь есть друзья, у них есть благотворительный фонд, который помогает всем, кто уезжает. Сына приютили, помогли восстановить доступ к работе, он у меня в IT-компании. Только потом поехала я – с одним чемоданом. Мы с сыном сняли 2 маленькие студии за 200 евро в месяц. Теперь я здесь живу за счет сына, у него, можно сказать, на шее.
По словам Натальи, в городе очень много россиян. Русские айтишники, говорит Ермолина, испортили весь рынок жилья. Раньше местные сдавали квартирки в несезон (а там сейчас он) за 200 евро, сейчас уже по 500. В сезон все будет дороже.
Черногория – гостеприимная к россиянам страна. А еще безвизовая, надо только раз в месяц выезжать за пределы, чтобы, так сказать, обновить безвизовый режим в 30 дней.
«Надискредитировала»
Наталья улетела из страны 7 ноября. А 8 ноября в Петрозаводске над ней состоялся суд. Судили уже по наевшей оскомину статье – за дискредитацию Вооруженных сил РФ. В итоге – штраф 30 тысяч рублей.
О том, что на меня завели дело, я узнала в ресторане грузинской кухни в Петрозаводске. Мы с подругой обедали, раздался звонок. Девушка сына сообщила, что пришли полицейские с повесткой. Я очень испугалась. У меня уже тогда были куплены билеты, я уже раздавала имущество, а тут полиция. Тут же прервала обед, что в моем случае бывает крайне редко, и побежала домой. Полиция вежливо вручила мне эти бумажные шедевры человеческой мысли, я подписала документы.
По словам Натальи, она «надискредитировала» в своем Телеграм-канале «Остатки совести», где всего-то было 500 читателей и не больше 20 постов.
Я там публиковала то, что не могла публиковать в других соцсетях. Мне наивно казалось, что Телеграм не мониторят. Я ошиблась. Когда знакомилась с материалами дела, то поняла, все 20 постов активно изучались и проходили экспертизу, заменяя силовикам ночное чтиво. Я рада, что у меня есть преданные поклонники, которые разбирают мою писанину с рвением литературоведов и исследователей позднего творчества.
А что с «Агри»?
Наталья признается, что хотела закрыть «Agriculture Club». Но ее отговорила молодая команда единомышленников. В клубе на добровольной основе трудятся 12 человек.
– Они сказали – не закрывай, люди ведь ходят. И, как вы многие заметили, клуб себе спокойно работает, все популярные проекты продолжают светиться анонсами, я слегка их курирую, но у моих прекрасно получается и самим выходить в свободное плавание. До Нового года аренда оплачена, пусть порулят, а там посмотрим. А я со стороны посмотрю. Я ведь ленивая. Мне удобнее управлять вселенной, не вставая с дивана. Просто надо сразу сделать все хорошо, чтобы работало.
Но обещала вернуться
Как известный литературный герой в самом расцвете сил, Наталья Ермолина улетела, но обещала вернуться.
Сейчас наивно что-то планировать далеко, пока у меня договор аренды до 1 мая, что будет потом – никто не знает. Но я знаю, что уехала не навсегда. Очень люблю свою страну, Петрозаводск и петрозаводчан. Наш город очень интеллектуальный. Я в этом убедилась за 7,5 лет в «Агри». И хочу вернуться. Я не порвала со своей страной, я порвала с той ситуацией, когда быть общественницей и высказывать свое мнение в России стало очень опасно. Считаю, что на свободе буду намного полезнее. А пока считаю, что отношения на расстоянии тоже возможны.
Кстати, штраф Наталья Ермолина собирается оплатить. Вот только денег наскребет. Признается, что объявлять сбор средств не планирует – «у людей и так сейчас столько проблем, тут я еще со своими, так что заплачу сама».
У меня практически нет денег. Потому что все ушло на билеты. Но у меня есть разные подработки, проекты и уйма предпенсионного обаяния. А главное, чем я наслаждаюсь вот уже с 7 ноября – это ощущение полной безопасности. Когда больше не вскакиваешь в ужасе на каждый подозрительный шум, думая, что тебе выпиливают дверь [….]. В Черногории я не встретила ни одного полицейского на улице. Ни одного. Страна без полицейских – это то, что сейчас меня немного исцеляет. Это факт. Плюс Адриатика. Плюс веселый черногорский сербский язык. Плюс целая карельская диаспора, которая каждый день пополняется кем-то новым и крутым. Как так вышло, сама не понимаю. Но часть моего петрозаводского окружения вдруг перебралась и сюда, в маленькую веселую Будву.
**признана решением Минюста иностранным агентом