Подержать в руках это знаменитое и раритетное издание не получилось. В Национальной библиотеке это был единственный экземпляр, и сейчас он находится у сотрудников полиции. На сайте аукционного дома «Литфонд» есть фотографии. Внешне незатейливый сборник горчичного цвета. Как следует из выходных данных, издан он был тиражом в 25 тысяч экземпляров. И стоимость его – 6 рублей 25 копеек.
Судьба этой книги грустная. Почти весь 25-тысячный тираж был уничтожен.
Об «отрыве от народа», «безыдейности и аполитичности» поэзии Пастернака заговорили сразу после постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Пример подал в своих выступлениях первый секретарь Союза писателей Фадеев. В резолюции президиума Союза писателей Пастернак объявлялся «далеким от советской действительности автором», не признающим «нашей идеологии». В газетах появились разгромные статьи. В 1947 году Сурков оскорблял поэта словами о «скудности духовных ресурсов», «реакционности отсталого мировоззрения» и выводом о том, что «советская литература не может мириться с его поэзией». В результате была остановлена публикация всех его сочинений. Тираж «Избранного», подготовленного в издательстве «Советский писатель» в 1948 г., пустили под нож. Одной из подспудных причин, возможно, были и сведения о новом романе. В книге на стр. 156 биография заканчивается словами: «В настоящее время пишет роман в прозе».
Это цитата из описания лота на сайте Аукционного дома «Литфонд». Книгу выставляли на продажу 3 апреля 2018 года. Заявленная цена – 1 300 000-1 400 000 руб. Ушла она за 5 000 000 рублей.
Каждой книге присваивается стартовая цена, исходя из степени ее редкости, прецедентов продаж. И, конечно, эта книга чрезвычайно редка, так как почти весь ее тираж был уничтожен. В то время это был первый экземпляр, представленный на открытых аукционах. Поэтому она и оценена была так высоко и ушла так дорого. Во второй раз мы выставляли за полтора миллиона рублей по стартовой цене, но второй экземпляр уже не ушел. Поэтому уход за 5 миллионов – это аукционная цена. Она могла или не могла быть достигнута. Это всегда так случается на аукционах, когда есть несколько желающих приобрести тот или иной экземпляр. Но, в целом, эта книга чрезвычайно редка, даже далеко не во многих библиотеках представлена. У рынка свои суждения о формировании цены, у экспертов государственных свои, – прокомментировал нашему порталу итоги аукциона Сергей Бурмистров, директор аукционного дома «Литфонд».
К примеру, сборник стихов Велимира Хлебникова 1920 года с автографом автора ушел на аукционе за 18 миллионов рублей. Так что “Избранное” Пастернака – это еще не рекордсмен. Но кто знает, что ждет его в будущем? Всего таких экземпляров не более десятка, считают эксперты. Один сейчас продается на интернет-аукционе «Мешок». Стартовая цена 1150000.00 р. Как пояснил нашему порталу владелец книги, она с чердака старой дачи.
Семья купила дом. Заселилась. Через несколько лет начали разгребать чердак, нашли чемодан с книгами. Его я и купил, – рассказал продавец интернет-аукциона.
В Петрозаводске счастливым обладателем экземпляра является Национальная библиотека Карелии. Как рассказали нашему порталу в Минкультуры республики, книга появилась в фондах в год издания.
По инвентарной книге известно, что поступила она 9 июля 1948 года. Это была обычная покупка, скорее всего не в издательстве, а в магазине. За давностью лет более точно сказать ничего в библиотеке не могут.
Сборник находился в отделе редкой книги, выносить его из зала было запрещено. Как он оказался за пределами здания, в библиотеке нам рассказать отказались. Зато подробно описали в пресс-службе МВД Карелии.
Оказалось, что подозреваемая, 35-летняя женщина, приходила накануне преступления, 11 июля, видимо, познакомиться и изучить степень охраны здания. Возможно, она представилась литературоведом и вошла в доверие сотрудников. Но саму кражу она совершила на следующий день – 12 июля.
Она уличила момент, когда сотрудник отдела отвлекся, беспрепятственно вышла из библиотеки, села в такси и уехала, – рассказали в МВД.
Сотрудники ведомства добавили, что маршрут для побега из Карелии похитительница выбрала витиеватый. Женщина доехала на машине до Сегежи. Там переночевала и купила билет до Москвы на утро. К тому времени полиции уже было известно имя похитительницы.
Преступление было совершено примерно в 15.00. В полицию сообщение поступило в 18.00. И мы сразу стали отрабатывать маршруты, гражданку. Установили, что она покинула город, отрабатывали возможные пути следования, выяснили, что двигается она на север Карелии, было понятно, что она постарается покинуть республику. Установили, что она приобрела билеты на поезд и утром в Сегеже задержали ее на вокзале.
Из неофициального источника нашему порталу удалось узнать, что женщина является гражданкой Армении. Она отслеживала данную книгу, возможно, был заказчик. Хотя в «Литфонде» саму идею красть такой раритетный экземпляр назвали глупостью.
Сложно сказать, зачем она это сделала. В силу редкости продать эту книгу невозможно с библиотечной печатью. Мы не принимаем такие издания, люди знают это и не носят нам их. С ее стороны это была чистой воды глупость. Я не знаю. Может, это был порыв, любовь к Пастернаку, – предполагает директор Аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров.
Женщине грозит до 6 лет лишения свободы по статье «Кража чужого имущества» в крупном размере (ст. 158 УК ч.3). При этом в МВД Карелии добавляют, что книгу ждет историко-культурная экспертиза, которая расставит точки над «i». Сейчас ищут организацию, которая возьмется за эту работу, определиться обещают в ближайшее время. Сама экспертиза может занять пару месяцев.
Сейчас книга оценивается в 250 тысяч рублей. Если будет доказана историко-культурная ценность книги, то дело будет квалифицироваться по статье «Хищение предметов, имеющих особую ценность» (164 УК) и тогда женщине будет грозить до 10 лет лишения свободы, – говорят в пресс-службе МВД Карелии.
Подробности дела в интересах следствия не раскрываются. Известно только, что женщина идет на контакт.
Добавим, что раритетная книга вернется в Национальную библиотеку Карелии только после завершения экспертизы, то есть когда станет понятна ее рыночная стоимость. Возможно, тогда в учреждении ее начнут ценить по достоинству. “Избранное” этого заслужило.