Какие изменения уже предложены в законопроект о «сертификатах здоровья».
Как известно, законопроект о QR-кодах пока принимать не будут. С 1 февраля все останется так, как есть сейчас. То есть без кодов, но с ПЦР-тестами. Причин отказа от законопроекта много, и главная – непринятие его большинством граждан. Но это не значит, что его никогда не примут вовсе. Более того, проект внесен в Госдуму и уже даже принят в первом чтении. Согласно думскому регламенту, не рассматривать проект возможно лишь в случае его отзыва авторами либо отклонения на пленарном заседании.
Работа над проектом будет продолжена: профильный комитет Думы пообещал изучить все поступившие к нему поправки.
Издание «Коммерсант» выяснило, что же это за поправки.
Так, представители партии «Единая Россия» внесли три поправки, разрешающие городам федерального значения устанавливать особенности реализации «закона о QR-кодах» как в части оказания услуг, так и с точки зрения сроков действия ограничений.
КПРФ еще до правительства внесла поправку, разрешающую посещение общественных мест при наличии отрицательного ПЦР-теста и после 1 февраля. Также коммунисты предлагали выдавать сертификаты с QR-кодами при наличии антител. Кроме того, КПРФ предложила увеличить компенсацию в случае поствакцинальных осложнений с 30 тыс. до 3 млн руб. в случае смерти и с 10 тыс. до 1 млн руб. при наступлении инвалидности.
ЛДПР тоже выступила за выдачу QR-кодов гражданам, у которых есть антитела, вне зависимости от того, переболели ли они бессимптомно либо привились иностранной вакциной. Другая поправка либерал-демократов предлагает сделать невозможным продление действия законопроекта после 1 июня (эта дата значится в варианте первого чтения). Еще одной поправкой предлагается установить предельную стоимость коммерческих тестов ПЦР и на антитела и предельный срок выдачи результатов, потому что сегодня ПЦР действует двое суток, а результат порой выдают уже после того, как он прекращает действовать.
Эсеры предложили единственную поправку, согласно которой вводить сертификаты с QR-кодами можно только в случае официального объявления режима чрезвычайной ситуации (в связи с коронавирусом в регионах пока вводился лишь «режим повышенной готовности»). Наконец, «Новые люди» предложили сделать бесплатными ПЦР-тесты и тесты на антитела и выдавать QR-коды людям, оформившим добровольное медицинское страхование от COVID-19, а также тем, кто имеет высокий уровень Т-клеточного иммунитета или переболел бессимптомно.
Региональные парламенты поправки ко второму чтению предлагали неохотно. Фактически полноценный перечень поправок подготовили только в Алтайском краевом заксобрании. Там предложили допускать в общественные места по ПЦР-тестам после 1 февраля и при достаточном уровне антител; установить федеральный перечень объектов с QR-доступом (но дать губернаторам право его расширять); определить порядок получения QR-кодов в труднодоступной местности; утвердить перечень устройств и программного обеспечения для проверки сертификатов и список уполномоченных на это лиц; урегулировать вопрос отображения результатов ПЦР-тестирования на любом цифровом устройстве; установить единый срок действия сертификатов всех типов (для вакцинированных, переболевших и граждан с медотводом). Председатель комитета парламента по правовой политике и местному самоуправлению Денис Голобородько заявил, что часть этих предложений «имеет существенные шансы быть услышанными», поскольку они перекликаются с постановлением, которое Госдума адресовала правительству в рамках подготовки проекта ко второму чтению.
Депутаты ряда регионов направили свои предложения в профильный комитет Госдумы еще перед первым чтением и не увидели необходимости повторно оформлять их в виде поправок. К примеру, в декабре так поступили в Республике Алтай, помимо прочего предложив называть QR-коды «паспортами здоровья». В Бурятии депутаты выступили с инициативой использовать сертификаты только в выходные дни, в Иркутской области — снизить стоимость ПЦР-тестов, а в Нижегородской — определить порядок допуска иностранцев в общественные места по ПЦР-тестам.
В целом же большинство региональных парламентов от подготовки своих поправок просто отказались.