Портал «Карелия.Ньюс» подводит некоторые итоги уходящего 2021 года – в Карелии и в России.
Это был тяжелый год. Только на этот раз вряд ли кто-то скажет, что он был тяжелее, чем тот. 2020 год с его пандемиями, самоизоляциями, изменением Конституции, закрытыми границами и страхами был, пожалуй, попротивнее. Впрочем, и в 2021 году событий со знаком минус хватало.
Были и радости, но в России их с каждым годом все меньше и меньше. Недаром, что Россия вошла в уходящем году в пятерку стран в мире с самым низким индексом счастья людей. Попросту у нас большинство не чувствует себя счастливыми. Впрочем, поводы для радости все равно были, и мы не забудем о них вспомнить в самом конце обзора.
Антиваксеры и QR-коды
Коронавирусная история в 2021 году засияла новыми красками. В начале прошлой зимы весь мир ликовал – есть вакцина от коронавируса! Точнее, вакцины! Мы спасены! Но не тут-то было. Общество раскололось на два лагеря – тех, кто не хочет прививаться, и тех, кто готов идти на укол. В оборот вошло слово антиваксер, дословно – противник вакцин. Под это определение попали не только те, кто принципиально против любой вакцинации, но и те, кто против вакцинации прививками от коронавируса. Последних оказалось очень много.
Ученое сообщество, здравоохранение, а также все СМИ, включая оппозиционные, оказались на стороне вакцинации как единственной возможности не заболеть тяжело и не умереть. Но это не помогло.
Антиваксерство в самых разных его проявлениях получило широкую поддержку значительной части общества. И тут тоже есть свое объяснение – больно уж нынешняя пандемия при всей ее реальной опасности попахивает политикой и деньгами.
В России дело приняло и вовсе печальный оборот. Провальная кампания по вакцинации показала истинное доверие народа к российской власти. Точнее – отсутствие этого доверия. А тут еще оказалось, что наш первый в мире и эффективный «Спутник V» не признает Всемирная организация здравоохранения. До сих пор не признала, к слову. Да и импортные вакцины в России недоступны. Народ эту фармацевтическую головоломку не понял, многие на всякий случай отказались прививаться.
В итоге Россия с середины года – в лидерах по суточной смертности от ковида в мире и заболеваемости. Причем болеют в основном непривитые. Общество при этом расколото как никогда.
Финальной точкой раскола стала история с введением QR-кодов для вакцинированных для пропуска везде, включая магазины. Народ вдруг вспомнил про свои права и даже Конституцию.
Одна партия, один президент
А вот в политике в России никакого раскола нет. Россия в 2021 году залихватски и уверенно вошла в новый политический строй, в котором нет и не будет места реальной (а не имитационной) многопартийности, инакомыслию и даже свободе слова. Обнулены вслед за президентскими и губернаторские сроки.
С оппозицией тоже, можно сказать, покончено. В стране установилась безальтернативная и несменяемая вертикаль власти. Это медицинский факт. Любые попытки ей противостоять или публично сомневаться в ней, нынче наказываются. Митинги под запретом – причем любые, кроме патриотических.
Закрыт в тюрьме, видимо, очень надолго главный раздражитель власти – оппозиционер Алексей Навальный. Нет сомнения, что по новым уголовным статьям за создание им экстремистского сообщества ему светит очень долгий срок. Сторонников Навального, даже тех, кто работал с ним давно, либо вынуждают уехать из страны, либо задерживают, обыскивают и всячески прессуют.
Стало вдруг понятно, что влететь на срок или просто под уголовную статью можно даже за дела давно минувшие. Тут вам и пример тех же сторонников Навального, и блогера Хованского, который спел похабную песню в 2012 году и оказался за решеткой, и наказание за старые посты в соцсетях для всех недовольных. В общем, самое время перелистать и почистить ленты соцсетей на предмет недовольства властью. Отныне власть всегда права. И главное – она несменяема. Похоже заложенный в 2020 году политический вектор до 2036 года не утопия.
Осенние выборы в России и в Карелии лишь подтвердили этот факт. Монополия одной партии и ее спойлеров – от больших до маленьких, гонения на более-менее конкурентноспособных противников и фактическое харакири таких партий как «Яблоко».
Иноагенты и пытки
А еще в стране в 2021 году официально появились враги народа, которых власть назвала иностранными агентами. Точнее, иноагенты появились раньше, но физических лиц ими стали признавать с конца 2020 года, а активно продолжили в 2021 году. Финансирование из-за рубежа, даже на благие цели, нынче под запретом. Точнее, брать деньги можно, но статус иноагента делает жизнь невыносимой. Легче не брать. В списке и петрозаводский журналист Сергей Маркелов (признан иностранным агентом).
Раньше западными грантами питались правозащитные организации, авторы журналистских расследований, общественные организации. Теперь всё – ни правозащиты, ни расследований. Финальной точкой года в этом направлении стала ликвидация судами «Международного Мемориала» (признан иностранным агентом), который восстанавливал память о репрессированных, и правозащитного центра «Мемориал» (тоже признан иностранным агентом).
Если в обычной мирной жизни общества творится такое, то стоит ли удивляться новостям из мест не столь отдаленных. В конце года широкой общественности стало известно, что в российских тюрьмах фактически легализованы пытки. Жуткие пыточные ролики были опубликованы в сети. Гигабайты ада, тотальное средневековье с видеофиксацией. Символом этой истории стала тюремная швабра, предназначенная не для уборки помещений. Реакция общества – спокойная в силу духа времени. Пытки и пытки, эка невидаль.
Впрочем, стремиться еще есть к чему. Рядом Беларусь и Александр Лукашенко, с которым мы единственные в Европе целуемся в десны.
Рост цен
И если пытки в сознании обывателя это вроде бы не про нас, а про кого-то там далеко, то рост цен – еще как про нас. Холодильник уверенно начинает воевать с телевизором. Даже на официальном уровне названа рекордная за 6 лет инфляция за год – 8,4 процента. Но мы-то знаем, что официальное и реальное в нашей стране как черное и белое. Весной резко выросло в цене строительство. Деревяшки и железяки подорожали не на 8 или 10 процентов, а на десятки, а порой и сотни, как в случае с OSB-плитами. Дорожали летний отдых, автомобили, услуги. Многие основные продукты не отставали – мясо, яйца, капуста и так далее побили новые рекорды.
Наверное, впервые за последние годы большинство из нас реально заметило, что цены растут намного быстрее зарплат. Все это означает, что мы продолжаем уже с 2014 года беднеть. И пока нет перспектив для изменений, потому что выбрана стабильность.
Огонь и снег
Депрессивные настроения года связаны были не только с ковидом и инфляцией. Летом в Карелии горели леса. Впервые за многие годы наше достояние и гордость горело так, что была реальная угроза для населенных пунктов. Из-за огня даже перекрывали трассу «Кола». Пожары показали истинное состояние авиалесоохраны Карелии и готовность республики к такого рода ЧП. Плохая готовность, надо сказать.
Хотя огненная летняя пора началась вовсе не с лесов, а с майского пожара в символе Петрозаводска – гостинице «Северной». Исторический и архитектурный памятник пожарные, спасибо им, спасли. Город выдохнул.
Но не только жарой испытывал нашу республику уходящий год. В Карелию вернулась настоящая зима. В начале года лютые морозы оставили без воды целую Питкяранту, а заодно Рабочеостровск. А уже к концу года нам выпал такой декабрь, каких не было со времен царя Гороха. Мы вдруг вспомнили, что сильно минусовая температура в декабре и снег – это для зимы норма. Оказались, как и с пожарами, не готовы. Петрозаводск в декабре превратился в один большой сугроб.
Молочный кризис
Отдельно хочется сказать про потрясения 2021 года в сельском хозяйстве. Причем рукотворные потрясения. Самое большое – осенний молочный кризис, когда местного сырья лишились сразу два наших молокозавода – ОМК и «Славмо». В центре скандала министр Владимир Лабинов. Можно какие угодно искать причины для конфликта, но каждый здравомыслящий человек понимает, что молоко на карельские заводы лучше поставлять с находящихся рядом совхозов. И отправлять карельское молоко разумнее на карельские предприятия. Если этого нет – это управленческий провал, слом логистики или намеренное вредительство.
Кстати, резкий на слова министр в этом году вляпывался и в другие скандальные истории – с сомнительным размещением форелевых хозяйств под боком у людей и сливом форелевых отходов в Заонежье. Однако в должности своей он удержался. Больно уж им восхищается глава Карелии.
Судебные точки
В плане судов и арестов 2021 год оказался в Карелии не таким громким как предыдущие. Из громких задержаний можно отметить свежий арест за взятку директора компании, которая до недавнего времени называлась «Автоспецтранс» Ивана Новикова.
В некоторых судебных детективах в уходящем году поставлена точка. Так, закрыта история с «Невским пассажем» в Петрозаводске. Его сносить не будут. Ни решение суда, ни протесты жителей дома, ни смерть двух активных ветеранов в этом году – не изменили решение. Эта история стала ярким примером позорного неисполнения судебного решения в России.
Также поставлена точка в деле историка Юрия Дмитриева. Его несмотря на два фактически оправдательных приговора Петрозаводского суда все же отправили на 15 лет тюрьмы за насилие над приемной дочерью.
Закончено и сямозерское дело в отношении руководства Роспотребнадзора. Окончательно оправданы бывший и нынешний главы ведомства Анатолий Коваленко и Людмила Котович. В 2021 году вышел на свободу экс-глава Карелии Андрей Нелидов. Ему хватило ума не давать интервью (вспомните Девлета Алиханова) и поскорее уехать из Карелии.
Весь год с информационных полос карельских СМИ не пропадает имя блогера Ильи Варламова. Он даже придумал новый термин, простите, «говнохранители» в отношении группы карельских предпринимателей и частных лиц, которых обвинил в уродовании Петрозаводска. Ну и в итоге проиграл суд длиною в год этим самым истцам. Как говорится, сам такой.
Вообще, в 2021 году мы уже по традиции и как должное воспринимали беды и смерти. В новостях, смею вас заверить, самые читаемые материалы – про трагедии и страдания людей. Чем больше жертв – тем больше трафик. Это и федеральные беды вроде стрельбы в учебных заведения Перми и Казани и трагедия на шахте «Листвяжная». И наши карельские трагедии – от тех же смертельных аварий, гибели людей на водоемах и в результате преступлений. И все же закончить год хочется подведением итогов со знаком плюс.
Со знаком плюс
Из российских событий хочется отметить Нобелевскую премию журналиста Дмитрия Муратова. Редактор «Новой газеты» во всем этом безобразии умудряется держать высокую планку качественной и независимой журналистики.
В Карелии главный итог, пожалуй, бурное и активное строительство дорог, учреждений здравоохранения, вокзалов, других объектов. Впервые за десятилетия открылась новая современная школа в Петрозаводске. Реализован крупнейший дорожный объект в столице Карелии – новая дорога, которая соединила Куйбышева и Варкауса. То, что никогда за последние годы такого внимания не уделялось инфраструктуре республики и Петрозаводска – это факт. Не обделена Карелия и федеральными деньгами.
Из других радостей – в 2021 году в Карелии появился еще один объект ЮНЕСКО (после Кижей) – петроглифы Белого моря и Онежского озера теперь будут охраняться на уровне мирового памятника.
Большие изменения в Петрозаводске. Осторожную закрытую чиновницу Ирину Мирошник в мае сменил Владимир Любарский, который сразу стал формировать образ открытого градоначальника. Нельзя не видеть его старание работать честно и слышать мнение горожан. Пока о результатах его работы говорить рано, но тот факт, что он выкладывается на все 100 процентов, даже со сломанной ногой, и пытается стать мэром, а не сити-менеджером, не может не радовать.
Оглядываясь назад, даже в плохом на первый взгляд можно увидеть хорошее. Например, летняя жара – это не только пожары, но и настоящее лето, которого мы давно не видели. Переполненные (пусть и нелегальные) пляжи, купающиеся дети, загорающие взрослые, отремонтированный пляж в Песках, гуляющие и влюбленные парочки на набережной, свадьбы. Даже глава Карелии Артур Парфенчиков в 2021 году женился. Радовала и осень. Небывалый урожай грибов и особенно белых – ну разве не сказка.
В общем, в каждом событии, даже которое кажется, на первый взгляд, неприятным, всегда можно увидеть и найти что-то хорошее. Вот этого Вам и желаем в следующем году, дорогие наши читатели.