Это были не выборы, но на них надо было идти. Главный редактор «Карелия.Ньюс» и экс-кандидат о послевкусии

Главный редактор «Карелия.Ньюс» и экс-кандидат от «Зеленой альтернативы» Евгений Белянчиков о том, как правильно следует называть эти выборы, об оппозиции и размывании голосов и том, почему те, кто не пришел на выборы, выбрали «Единую Россию». 

Не выборы, а распределение 

Конечно, это были не выборы. Выборы – это когда равный доступ для участия у всех. Когда есть перспектива смены власти, смены влияния. Когда один вектор движения страны, республики, города может смениться другим. Совершенно ясно, что сейчас этим даже не пахло. Последние выборы в Карелии были в 2013 году, когда мэром стала Галина Ширшина. В стране – даже и припомнить сложно. 

Тех, кто мог попытаться что-то реально изменить, и в этот раз не пустили, изгнали, закрыли. Иными словами, зачистили. Допустили только тех, кого не страшно допустить.

А если кого-то сильного и пустили, то и они в той или иной степени приняли правила игры. То есть стали системной оппозицией, которая разнообразит внутри действующую систему, но саму ее не тронет. 

Так что правильнее назвать эти выборы распределением мест между более лояльными власти («Единая Россия» и добавлю к ней ЛДПР) и менее лояльными (все остальные). 

Оппозиции больше нет



Тоже ничего нового. Все это было понятно и раньше, до выборов. Последним вошло в системную оппозицию «Яблоко» после известной статьи Григория Явлинского и последующего слива им и его сторонниками остатков разрешенного Конституцией протеста. Отказываясь публично от всех, кто последние пару лет выходил на улицы, Явлинский, как мне кажется, делал очень сложный выбор, поставленный перед ним сверху. Либо сохранить партию, ее лидеров, дать ей возможность участия в выборах, надеясь хоть на какой-то результат, несмотря на очевидную потерю протестного электората. В итоге проиграть выборы. Либо пойти по пути команды Навального (или Ходорковского), взяв на короткий период флаг протеста, но потом сгинуть в бездну. То есть потерять партию и команду. Выбрал разумно первый вариант. 

Итак, это была последняя сломленная оппозиция. В итоге в выборах 17-19 сентября участвовали только кандидаты и партии, согласованные администрацией президента. Все без исключения! 

Это касается и маленьких партий, вроде нашей «Зеленой альтернативы» или «Новых людей» с пенсионерами, и долгожителей – ЛДПР, СР и КПРФ. «Малыши» даже не появились бы на свет, если бы претендовали на реальную власть, «старички» давно бы сгинули, если вы тоже претендовали на реальную власть. 

Первые сделали попытку на новой повестке войти в политическое поле, разбавить надоевших. Лучше всех вышло у «Новых людей», которые были свежим воздухом, пусть и пущенным из кремлевских башен. Они даже в Госдуму заскочили. За них, думаю, голосовали те, кто в свое время голосовал за СПС, то же «Яблоко» на заре его юности, за миллионера Прохорова или ведущую Собчак (если говорить о президентских выборах). 

Старички действовали по-разному. Например, ЛДПР совсем ничего не меняла. Даже без лозунгов обошлись. Сторонников уставшего, роняющего штаны в эфире, но все еще извергающего популярную в народе чушь Жириновского все еще много. Так что так называемые либерал-демократы (ха-ха) снова в парламентах. 

Эсеры с таким же дряхлым Мироновым во главе объединились с воякой Прилепиным, взяв у того имперские воинствующие замашки. Сработало так себе. Если бы были 2014-15 годы, шансов было бы больше, а так величия страны (которое и было-то больше в головах) в последние пару лет бедности и дурости все же поубавилось. 

Коммунисты сделали вид, что именно они теперь оппозиция и альтернатива. Их успех, как мне кажется, во многом связан с уставшими от лжекапитализма гражданами, рожденными еще в СССР. Как известно, пожилые люди лучше ходят на выборы. Настоящего капитализма они не видели в силу бедности, вынужденного невыездного положения и привычки смотреть Соловьева и Киселева. 

А КПРФ точно не оппозиция?

Об этом все же скажу отдельно. Не исключено, что к тем, кто голосовал за старика Зюганова, все чаще несущего чушь поярче Жириновского, примкнули и те, кто считал, что коммунисты – это реальная оппозиция и надо не расплескать протест. Ошибочное заблуждение, полагаю.

То, что КПРФ не оппозиция, я уже говорил. Менять режим они не собираются, реальная власть им не нужна. Не взяли они ее в 1996 году (кстати, все тот же Зюганов), не пытались и потом. Но вот важный момент: во многих вопросах, которые цивилизованный мир считает преступлениями российского авторитарного режима последних лет, КПРФ ярко и яро поддерживают действующую власть. Разрешено им немного возмущаться только на внутренней кухне. За бабушек покричать, про пенсионный возраст погундеть, который никто при этом режиме не вернет назад. Все это понимают. И они тоже. Так что ничем они не лучше остальных. 

Ну а про объединение голосов в пользу как бы коммунистической оппозиции приведу лишь один реальный пример из своего округа №6 (Кукковка) на выборах в Петросовет. Кандидат, точнее кандидатка, от КПРФ, тоже журналист, к слову, здесь заняла второе место с 1500 голосами (округляю). Единорос получил 2100. Следом были эсеры, «Яблоко» и я с «Зеленой альтернативой». 

Казалось бы, именно наших голосов не хватило КПРФ, чтобы победить в округе единоросса. Только все наоборот. Кандидат от КПРФ хоть и занял второе место в округе, но все равно прошел в горсовет по спискам, так как был под номером один в этом самом партийном списке. То, что КПРФ пройдет в горсовет по спискам, было понятно заранее, больно уж высокие предварительные прогнозы были. Кандидат списка под номером один проходил на 99,9%. В итоге по списках прошли трое, еще двое по округам. 

То есть, откажись кандидатка от коммунистов от участия в выборах по одномандатному округу на Кукковке, она все равно бы прошла в горсовет по спискам (что и произошло), но в округе дала бы шанс любому из неединороссов, пусть не мне, а яблочнику, например, или эсеру. А так 1500 голосов жителей Кукковки просто фактически были подарены «Единой России». И кто после этого размывает голоса? 

Тогда в чем был смысл выборов? 

Смысл этих выборов, которые на самом деле не выборы, был в том, чтобы избрать менее лояльных исполнительной власти депутатов. Они не будут свергать власть, подвергать сомнению гегемонию Большого брата и его приближенных, вроде губернатора. Но зато смогут попытаться навязать дискуссию, законопроекты будут обсуждать и не принимать их с закрытыми глазами. Понятно, что парламент в Карелии с большинством от «ЕР» последние пять лет был всего лишь слепым и безмолвным исполнителем любых решений исполнительной власти. Такая система полностью дискредитировала законодательную власть, которая должна по Конституции представлять народ, а на самом деле стала условным министерством узаконивания решений правительства. И так, к слову, будет еще пять лет. 

Итак, «Единая Россия», разыграла этот спектакль очень эффективно. Она победила везде. Я более чем уверен, что основную роль в результате сыграли два ключевых фактора – административный ресурс и тотальное равнодушие граждан, то есть низкая явка. При этом, если бы не второе, первое бы не помогло.

Административный ресурс хорош, когда голосовать приходит мало людей. Тут все просто. Голосуют за «ЕР» как правило все, кого кормит бюджет, кому велено, либо кто сам дорожит своей стабильностью. Те, кого бюджет хорошо кормит, голосуют добровольно (силовики, например, или чиновники), кого недокармливает (например, учителя) – через давление. При этом админресурс всегда более дисциплинирован. То есть явка у него высокая, как в Чечне, где вся республика большой админресурс.

Добавим к этому возможности ЦИКов, ТИКов, УИКов, электронных, удаленных, ранних голосований, коибов, и также трех дней и двух ночей, которые, ясное дело, были придуманы не для того, чтобы от ковида защитить. Добавим еще очевидные всем, кроме избиркомов, факты подкупа и давления. В общем, админресурс сработал эффективно.

Сработал и расчет и на равнодушие граждан. Все, кто не ходил на выборы, считаю, просто отдали свои голоса «Единой России». Подарили без боя. Они-то думают, наивные, что отказались играть с напёрсточниками. Только напёрсточники все равно сами сыграли с ними, отобрав у них главное, что они имеют в нашем государстве, их право голоса. 

Я более чем уверен, что 60 процентов избирателей, которые наплевали на выборы и просто не пришли, это не сторонники «Единой России», а скорее, даже ее противники. На многих участках не хватило как раз этих голосов.

Нашей партии «Зеленая альтернатива» для получения представителя в Петросовете не хватило буквально 50 голосов на весь Петрозаводск. Это семь сотых всего. В итоге это место получил безмолвный и лояльный власти единорос, который даже не спросит у мэра или правительства, куда ушли те или иные средства. Этого единороса, как и многих других, выбрали они, гордое и равнодушное большинство, которое «в политике не участвует». Именно они проголосовали за то, чтобы парламенты не были местом для дискуссий, чтобы их, а заодно и мнение всех остальных, никому там наверху не было интересно. 

И если те, кто пришел на выборы имеют моральное право спросить с тех, за кого голосовали, то эти 60 процентов такого права не имеют. Они молчали, когда за них решали. И их право на ближайшие пять лет – молчать. 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять