Мнение главного редактора «Карелия.Ньюс» Евгения Белянчикова о черном пиаре, который почему-то перед выборами «заходит».
Не иначе как мерзостью можно назвать процессы, которые происходят в информационном поле Карелии перед выборами. Особенно рьяно преуспевают анонимные Телеграм-каналы с идиотскими названиями и без фамилий авторов. Фактически они могут писать и пишут откровенный бред, делают нелепые вбросы информации, додумывают и придумывают и, что особо грустно, оскорбляют всех, кого хотят. И им за это ничего нет и не будет. Потому что они не СМИ, потому что они анонимные. Самое печальное, что кто-то им верит, перепечатывает и цитирует. Еще более огорчает, что их внимательно читают наши чиновники, управленцы и прочие принимающие решение граждане. И верят. Как? Почему? Зачем? Не знаю, но знаю, что читают и принимают к сведению.
Понятно, что политика и пиар дело грязное, и многие считают, что здесь все способы хороши, чтобы дискредитировать конкурентов и тех, кто не нравится. Но должна же быть и здесь элементарная чистоплотность. Должна, но часто нет.
Недавно одно как бы издание опубликовало жуткий черный слив про лидера одной крупной карельской партии, напичкав это информационное помойное ведро такими фейками, что волосы дымом встают и Андрей Малахов начинает заикаться. Уровень изготовления – ниже плинтуса. Большинство понимает, что это слив, но кто-то все равно ведь верит.
Огорчает, что поливают не только политиков, но даже про тех, кто информирует граждан, а именно журналистов.
Вчера Союз журналистов Карелии опубликовал письмо в защиту коллег с издания «Республика» – редактора Ирины Добродей и журналиста Ильи Прохорова. Используя коды браузеров, неизвестные придумали и опубликовали их несуществующую переписку, которая подставила под удар самих журналистов, так как в ней обсуждался глава Карелии.
Я поговорил с обоими коллегами, которых знаю давно, и у меня нет никаких сомнений, что их подставили и что это реальный фейк. Только вот Телеграм-каналы разнесли этот бред, и журналисты сейчас находятся под прессингом. Сейчас Ирина Добродей написала заявление в Следственный комитет Карелии с просьбой найти авторов фейка. Есть сомнения, что это удастся сделать.
Надо сказать, что и я сам уже не раз становился жертвой этих помоев. Стараюсь не обращать внимание на них, но иногда с удивлением узнаю, что кто-то из знакомых верит. Доверяя такой информации, эти люди ничем не отличаются от жертв телефонных мошенников, которые отдают свои деньги выдуманным сотрудникам банков. Только в этом случае люди отдают не деньги, а свои головы.
Я с середины 1990-х годов работаю в журналистике. У нас всегда в любой редакции было правило – письма анонимных авторов, которые мы получаем, в работу не идут, не учитываются. Их как бы нет. Если человек не готов назвать себя, значит, его информация может быть ложью. Это правило в нормальных редакциях действует и сейчас. Оно не работает в соцсетях, блогах, пабликах, телеграм-каналах. Там никто не отвечает за то, что пишет.
Я как журналист, редактор, как экс-председатель Союза журналистов Карелии выражаю поддержку всем, кто стал жертвой фейков в Карелии – журналистам, политикам, общественникам, простым людям. Прошу и призываю читателей доверять настоящим СМИ, тем, у кого есть свидетельство о регистрации СМИ, кто проверяет информацию, кто отвечает за опубликованное не только перед читателями, но и перед законом. Особенно хотел бы призвать быть внимательными сейчас, перед выборами, в агитационный период. Лжи еще будет немало.
А еще очень хочется надеяться, что когда-нибудь Роскомнадзоры, отделы «Э» и прочие борцы информационного поля начнут ловить именно этих преступников, авторов фейков, воров информации, троллей и ботов, а не честных журналистов и граждан, которые пытаются рассказывать правду, но всегда оказываются незащищенными, потому что не прячутся под анонимными кличками.