Почему мы так верим в заботу государства о нашей безопасности, но к собственной безопасности и ответственности относимся зачастую равнодушно.
Вчера ездили купаться в Сямозеро. Красивые пляжи, сосновые боры, пока еще местами чистая вода. Многие жители Карелии и гости республики предпочитают именно это озеро для отдыха. Их понять можно. Пожалуй, это один из самых живописных и самых доступных водоемов республики.
Вот и в этот день на пляже много людей. Очень много детей, глубина небольшая – от силы по грудь взрослому человеку. Дети купаются далеко от берега – неглубоко ведь. До пляжа от ребятишек метров 50-70. Родители – кто-то загорает, уткнувшись в покрывала, кто-то просто сидит в раскладных стульях, кто-то грызет привезенные чипсы.
Наблюдаю за водоемом – красота, лето! Отошел подальше от берега в воду и в третий раз уже занырнул в это молоко. Вдруг вижу метрах в 30 голова мальчишки лет 5-6. Паренек то ли прыгает на дне, толкаясь ногами, то ли тонет. Время от времени его нос накрывает небольшой волной. Мне здесь по грудь, ему глубоко. Да и я прекрасно знаю, что тонущий редко когда способен на крики о помощи, все силы он тратит на то, чтобы держаться на воде.
Мгновенно бросаюсь в его сторону. Подхватываю и довожу до места, где парню по пояс. Там его уже увидела мать. Перехватила и поблагодарила меня. Тонул он или нет, непонятно, но паренек в порядке, даже не успел испугаться. Передохнув немного, он бросается уже на мели играть с другими ребятами. Мама идет обратно на берег.
Я же выбрался, сел на песок и меня накрыло. Парень не умеет плавать, это же было понятно. Он мог просто хлебнуть воды и тихо уйти на дно. Он даже не осознал, что был в шаге от беды, а наши печальные новостные сводки – от очередной страшной молнии.
Мать далеко. Успела бы? Нет, конечно. Попробуй-ка метров 70 по воде. Тут все решают секунды. Он ребенок, он не понимает, что вот оно дно под ногами, а вот в паре метров его уже нет.
Это лето в Карелии жаркое. Купаются все. Вода теплая. Пляжи, среди которых нет ни одного законного, переполнены. И уже было несколько несчастных случаев. Люди утонули, дети тонули. Трагедия всей жизни. Для родителей, в первую очередь. Как с этим жить?!
Власть по причине грязной воды, отстранилась от проблемы. Это ее привычное поведение. Запретили, значит проблема решена. Только все равно все идут в воду. И будут идти. Это естественно и понятно в жаркую погоду. Дайте альтернативу, но ее нет. А запреты только злят. Но, конечно, удобнее запретить – купаться, ходить в лес, посещать общественные места, дышать, жить. Это легче и сами виноваты, если что.
Мы часто киваем на государство. Виним его. А порой оправдываем, когда у нас везде крики про безопасность, которой на самом деле нигде нет. По 02 пробовали дозвониться? Мы принимаем, что, прикрываясь безопасностью, государство уничтожает наши права, лезет в частную жизнь, видит в каждом врага и шпиона. Но реальной защиты мы не чувствуем. Ее просто нет.
Только вот есть ведь и наша персональная ответственность. Та безопасность, за которую лично мы в ответе. Есть наши дети и никто, кроме нас не защитит их. Вчера на Сямозере я смотрел и удивлялся, сколько родителей даже не следят за своими детьми. Лежат, загорают, общаются, грызут что-то. Так, иногда посмотрят в сторону детворы. И снова – к своим делам.
Мне сегодня коллега сказала – дескать, мы в детстве ведь тоже где попало ходили, купались, прыгали, получали синяки. И ничего, выжили, все нормально. Да, выжили. Только не все. Помню ребят, которых в моем детстве завалило насмерть песком на пескобазе, помню товарища, который повредил ногу, прыгая на стройке, помню много других несчастных случаев. Просто тогда не было Интернета, не было соцсетей, мы многое не знали. Не было такого понятия как общественный резонанс. Но статистика смертей и несчастных случаев была ничуть не меньше, уверен.
Я, как и любой адекватный человек, за свободное и счастливое детство наших малышей. Тотальный контроль не нужен. Но только свобода детей и ответственность взрослых всегда, полагаю, должны быть рядом. Я с радостью готов параноить в вопросах безопасности собственных детей. И здесь с радостью заберу эту функцию у государства, в искренность которого давно не верю. Да, я буду смотреть за тем, как мой ребенок купается.
Буду всегда пристегивать ребенка ремнем безопасности в машине, надевать ему спасательный жилет в лодке. И главное – буду объяснять до занудства, почему не нужно играть со спичками и бензином, ходить по железнодорожным путям, лезть в будки высокого напряжения, ползать по стройкам и пескобазам.
Я понимаю, что от случайностей никто не застрахован. Жизнь штука сложная и часто несправедливая. Но святой долг каждого родителя минимизировать эти случайности, уберечь ребенка, рассказать ему и объяснить простые вещи. И быть его ангелом-хранителем, поглядывая за ним со стороны, но давая ему самому тоже учиться жизни, получать свой опыт. И тогда, возможно, многие опасности и случайности обойдут его. А может быть и он сам когда-нибудь потом заметит и спасет того, чьи родители беспечно загорают, пока их ребенок тихо тонет в 50 метрах от них.