Значки и корочки вместо помощи. Как «дети войны» стали предвыборным инструментом

Главный редактор «Карелия.Ньюс» о том, как слова победили дела, а ветераны вновь стали разменной монетой. 

Не перестаю удивляться цинизму нашего государства по отношению к самым незащищенным гражданам. Причем цинизм тем больше, чем меньше могут постоять за себя эти люди. Особые порции цинизма, так сказать, с добавкой, раздаются по традиции перед выборами. Вот и сейчас опять. 

С начала апреля внимательно наблюдаю за шумихой вокруг закона «О детях войны в Республике Карелия». Наш портал публиковал новости об этом. Речь, напомню, про статус «детей войны» для тех жителей Карелии, кто родился с 4 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года, и был в годы войны ребенком. 



15 апреля карельский парламент единогласно проголосовал за закон. Возгласы про свершившееся «историческое событие», «торжество справедливости» и «как долго мы это ждали» – разносились в карельском парламенте из уст депутатов «Единой России», которая выдвинула законопроект, и приближенных к ней. 

Действительно, закон ждали долго. Он долгожданный. Инициативе много лет, чуть меньше, чем самим «детям войны». Законопроект, как летучий голландец, то появлялся, то исчезал на горизонте карельского законотворчества. «Детей войны» тем временем становилось все меньше. Например, в 2012 году, когда законопроект уже штурмовал парламент, их было около 50 тысяч. К 2021 году осталось почти 33 тысячи. Перед выборами об этих людях вновь вспомнили. Все они пожилые, у большинства есть ветеранские звания, группы инвалидности. 

Что же дает им новый статус, который теперь уж наверняка будет утвержден? Как оказывается, он дает сам себя, то есть статус даст статус, а еще удостоверение и значок. Никаких иных реальных и ощутимых мер поддержки он не дает. Когда-то в первых редакциях «детям» обещали 500 рублей в месяц, льготы на оплату ЖКХ в размере 50 процентов. Сейчас же – значок и корочка. 

Нет, в законопроекте есть, конечно, список желаемых и гипотетических льгот. Но если изучить их внимательно, то все это далеко от реальной помощи. Например, внеочередной прием врачами, который непонятно как будет реализован в нынешних условиях. Например, «преимущественное право на прием в организации социального обслуживания», которое тоже непонятно как будет реализовано. Например, «при необходимости» санаторно-курортное лечение и протезирование. Кто определит эту необходимость? А еще бесплатное посещение культурных мероприятий без конкретных механизмов реализации. Кстати, эта льгота и большинства ветеранов уже есть. 

Я внимательно, как сказал выше, следил за заседаниями парламента по этому вопросу. За тем, как шла эта инициатива свой законотворческий путь. И на всех этапах – плохая игра актеров, заученные лицемерные речи, в тысячный раз обещанные и переобещанные обещания, вранье и пафос. Все как всегда перед выборами.

Представители ветеранов, которые получают огромные депутатские или чиновничьи пенсии, и давно выступают разменной монетой власти, сидят в парламенте и врут про то, как на самом деле важен ветеранам сам статус и эти значки, а не реальная помочь в виде доплаты к нищенской пенсии. Депутаты, получающие огромные зарплаты, говорят примерно то же, а льготы, мол, придумаем потом. А еще пытаются пристыдить тех, кто задает скромный вопрос – «А помощь-то где? Значком-де, сыт не будешь. Коммуналка в районах уже за 10 тысяч в месяц, а пенсия едва больше». А в ответ получают «Да как вам не стыдно!». 

За что стыдно-то? Вы, друзья, перед выборами в очередной раз предлагаете фантики без конфет. Раньше хоть тушенку и гречку разносили, а теперь даже их нет, только упаковка. У нас и так уже вокруг одни фантики. Сплошная большая имитация.

Имитация стабильности, имитация выборов, роста зарплат, льгот, выполнения указов президента, борьбы с коррупцией, коронавирусом, помощи государства нуждающимся, имитация патриотизма, который давно подменен национализмом, имитация, наконец, великой державы, величие которой по факту определяется только самим этим словом.

Что же до «детей войны», то я бы очень хотел ошибиться и увидеть, что вскоре после принятия закона эти люди получат реальную ощутимую помощь. Не просто бумажки, а доплату к нищенской пенсии, не условную помощь «при необходимости», а конкретную и обязательную, оплачиваемую государством поездку в лучший санаторий. Не просто внеочередное право попасть к врачу, а самого врача-специалиста, который придет на дом. В общем, ту помощь, за которую не будет стыдно. Только почему-то мне кажется, что ничего такого не будет. До выборов еще поговорят, наобещают, а после занавес. А там, лет через пять, уже и помогать будет некому. Благо, что смертность у нас высокая…  

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять