Антисемитизму необходимо единое определение, и это определение следует принять самому широкому кругу стран, убеждён Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК). Эту позицию Вячеслав Моше Кантор продвигает на протяжении уже нескольких лет, с тех пор, как в 2016 году Международный альянс в память о Холокосте с участием многочисленных экспертов и общественных деятелей разработал наконец то самое единое рабочее определение антисемитизма, которое включает в себя все его нюансы и разновидности.
Антисемитизм действительно претерпевает многочисленные изменения в последние годы, отмечает Вячеслав Моше Кантор, однако, что прискорбно, вовсе не намеревается сдавать свои позиции и идти на убыль. Так, об усилении и активизации самых разных антисемитских организаций и идеологий эксперты говорили уже в 2018 году, в том числе – на тематической конференции ОБСЕ, прошедшей в Риме. Тема была затронута самая обширная – а именно, как любые формы нетерпимости и ксенофобии являются злом, которые не только дестабилизируют общество, но и препятствуют дальнейшему его развитию.
Не обошли стороной и тему памяти Холокоста, ведь, по мнению многих собравшихся политиков и общественных деятелей, в том числе и самого Вячеслава Моше Кантора, именно история Холокоста во многом сформировала ту недопустимость антисемитизма, что была привычна для Европы ещё, казалось бы, десятилетие назад. Однако меняются поколения, меняются и нормы. Сегодня антисемитизм уже давно не является чем-то возмутительными и невиданным, и тем самым расширяет в обществе в целом границы допустимого – есть позволителен один вид нетерпимости, то позволительны и другие.
Свою роль играет и политическая обстановка, признают эксперты. Повышение популярности радикальных политических сил, в том числе ультраправых и националистических партий неизбежно окрашивает и информационное поле. Если 70 лет назад, когда вскрылась правда о нацизме и деятельности нацистской партии, никто не хотел иметь ничего общего с этими людьми и их идеологией, то сегодня парадигма уже изменилась, и в сотрудничестве с националистическими силами не все видят что-то недопустимое. Печалит экспертов и то, что на подобные проявления закрывают глаза зачастую и официальные власти отдельных стран, тем самым лишь ещё больше нормализуя антисемитизм, нетерпимость и экстремистские настроения и идеологии.
Говоря о степени опасности антисемитизма, Вячеслав Моше Кантор и вовсе ставит его в один ряд с ядерным терроризмом и кризисом на Корейском полуострове – во многом потому, что он уже проник на государственный уровень отдельных стран, и в правительствах некоторых государств уже заседают радикальные политические партии и силы. Происходит всё это в весьма неблагоприятный для Европы временной отрезок: экономика ещё до конца не восстановилась после серьёзной рецессии (а перед лицом пандемии, очевидно, стоит на пороге нового кризиса), миграционный кризис привёл к ещё большему росту неравенства в обществе, значительная безработица затронула в том числе и молодёжь, да и в целом всё чаще представители совершенно цивилизационно разных регионов мира оказываются столкнуты лбами. Всё это в купе, уверен Вячеслав Моше Кантор, и порождает тех самых демонов нетерпимости и ксенобофии. Опасны любые их проявления, убеждён Вячеслав Моше Кантор, поэтому большой ошибкой было бы списывать антисемитизм со счетов как чью-то локальную проблему или проблему одних только евреев. История уже не раз демонстрировала, как различные экстремистские идеологии начинали свой путь именно с антисемитизма, но никогда на нём не останавливались, постепенно всё расширяя и расширяя круг наций и групп людей, которые подвергались ненависти и притеснениям.
Организации, подобные ОБСЕ, в борьбе с нетерпимостью имеют особенно важную роль, уверен Вячеслав Моше Кантор. Объединяя усилия многих государств, они должны прежде всего работать на изменение законодательств и норм таким образом, чтобы не оставить нетерпимости шанса.