Начальник УВД Петрозаводска не сообщил ничего нового, объясняя препятствия со стороны своих сотрудников в отношении журналистов, которые работали на субботнем митинге.
Наш портал рассказывал о задержании журналиста «МК в Карелии» Дениса Погребного на несогласованном митинге 23 января в Петрозаводске. Нашего коллегу потом выпустили, но в отделение все же отвезли, хотя он был при исполнении своих обязанностей и даже показал удостоверение. Выяснилось, что митинге сотрудники полиции мешали работать не только Денису Погребному. Они не пускали наших коллег за оцепление, пытались их оттеснить, просили у них паспорта, хотя по закону достаточно удостоверения.
Именно эти факты стали поводом для встречи представителей Союза журналистов Карелии в лице председателя Георгия Чентемирова и руководителя «МК в Карелии» Максима Берштейна с начальником УМВД по Петрозаводску Дмитрием Маханьковым.
Как рассказывает сайт Союза журналистов Карелии, представители этой организации считают, что правоохранительные органы 23 января мешали работе сотрудников СМИ, тем самым нарушив их профессиональные права, а также конституционные права граждан на получение и распространение информации.
По поводу задержания Дениса Погребного начальник УВД пояснил следующее. Журналист оказался в месте, где проводились задержания, при этом не имел явных отличительных признаков сотрудника СМИ – жилета, бейджа или чего-то иного. Наличие такого знака обязательно в силу ч. 5 ст. 6 ФЗ 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Из-за этого, по словам Маханькова, корреспондента могли принять за протестующего.
Представители Союза журналистов РК возразили, что Погребной заявил о своем статусе сразу после задержания, представив необходимые документы. Его сразу должны были отпустить, а не везти в отделение полиции вместе с другими участниками акции. Это позволило бы Денису Погребному продолжить работу, и инцидент был бы исчерпан.
Дмитрий Маханьков ответил, что Дениса Погребного поместили в автозак вместе с другими задержанными, и по установленному порядку выяснение его личности могли произвести только в отделе полиции. В полиции же, как только стало ясно, что Погребной действительно корреспондент, он сразу был отпущен.
Что касается других инцидентов, то фактически воспрепятствование журналистской деятельности начальник полиции объяснил заботой о здоровье журналистов: он предположил, что силовики не хотели, чтобы сотрудники СМИ пострадали по время активных действий правоохранительных органов или протестующих.
В ответ на это председатель Союза журналистов Карелии напомнил, что журналистика давно признана опасной профессией. Сотрудники СМИ, освещая массовые мероприятия и уличные протесты, отдают себе отчет в том, что подвергаются риску. Журналисты потребовали не «защищать» их от выполнения своей работы.
По поводу фотографирования паспортов руководитель УВД заявил, что делать этого нельзя. Данный случай он назвал недоразумением.
Итогом встречи стали следующие договоренности. Союз журналистов Карелии настоятельно рекомендует коллегам для освещения протестных акций все же обзавестись хорошо заметными отличительными знаками представителя СМИ. Какие именно это знаки, закон не определяет. Либо это должны быть крупные яркие бейджи, либо повязки на рукаве с надписью «ПРЕССА» или «СМИ», либо жилетки с аналогичными надписями. Кроме того, согласно федеральному закону, необходимо иметь при себе редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.
Соблюдение этих требований должно полностью исключить инциденты, подобные тому, что произошли с Денисом Погребным. Дмитрий Маханьков, в свою очередь, обещал, что сотрудникам правоохранительных органов будут даны отдельные указания по взаимодействию с журналистами, и больше никаких конфликтных ситуаций и недоразумений возникать не должно.