В Карелии резко усилен контроль за соблюдением требований эпидбезопасности. В проверках и рейдах участвует даже полиция. Есть уже и штрафы.
23 октября в Карелии побит печальный антирекорд – 128 новых случая коронавирусной инфекции выявлено за сутки. Всю минувшую неделю ежедневно выявляют значительное число новых заражений.
Наверное, это закономерно, учитывая, что многие жители Карелии по-прежнему не считают нужным надевать защитные маски в транспорте, магазине и других общественных местах, а на некоторых предприятиях с равнодушием отнеслись к требованиям создать для работников и посетителей безопасные условия, – вот так оценил рост заболеваемости глава Карелии Артур Парфенчиков.
В России тоже едва не каждый день рекорды. Число заражений уже стабильно превышает 16 тысяч в сутки. Впору говорить о том, что настоящий сезонный подъем заболевания отмечается именно сейчас, а не весной. Иными словами, происходящее сейчас больше похоже на пандемию.
На этом фоне интересно посмотреть, что предпринимает власть, чтобы не допустить дальнейшего роста и как следствие, сверхнагрузки на медицину. Для Карелии этот вопрос актуален так же, как в целом для России. Уже сейчас в нашей республике свободных больничных коек в Карелии остается все меньше. Даже министр здравоохранения Карелии Михаил Охлопков недавно с тревогой сообщил о 25 процентах оставшихся коек.
И хоть смертность относительно невысокая, но число тех, чье состояние оценивается как средней тяжести или тяжелое, с каждой неделей растет. Все больше людей нуждаются в госпитализации. В группе риска, в первую очередь, старшее поколение. Именно пожилые люди с сопутствующими заболеваниями становятся сегодня жертвами COVID-19. Зарегистрирован уже 46-й смертельный случай. Стабильно несколько человек находятся на ИВЛ, хотя еще весной до этого не доходило. Страшно представить, что будет, если медицина перестанет справляться с числом больных. Такого допустить нельзя.
Пока без закрытий
Готова ли Карелия к радикальным мерам? Очевидно, что нет. Ни физически, ни психологически. Закрыть все и запретить, конечно, можно, здесь большого ума не надо, но очевидно, что еще один локдаун, а попросту закрытие всего, станет настоящим ударом для всех – и для экономики, и для уставших от ограничений граждан.
Не стоит ждать поддержки и решений и из Москвы. Тактика все та же – регионы должны принимать меры самостоятельно, исходя из ситуации, а не смотреть, что скажет Москва – там и без нас коронавируса больше, чем у остальных. Иными словами, все по-взрослому.
Возможностей для серьезных мер поддержки мало и у государства. Это чревато для экономики, в первую очередь. Между тем, мы наблюдаем, что уже сейчас ряд стран вновь постепенно вводят ограничения. Жесткие ограничения уже ввели Чехия и Ирландия, на очереди другие страны. В России тоже постепенно возвращаются к ограничениям – пока таким, которые не сильно бьют по карману. В Москве, например, переводят часть сотрудников на удалёнку, в Санкт-Петербурге запретили барам и ресторанам работать по ночам.
Что же остается Карелии с ее скромными возможностями? Остается то же самое – лавировать и принимать решения, которые не сильно ударят по экономике. Такие «щадящие» меры сейчас и принимаются. Очередные были подписаны главой Карелии сегодня. И все же принять мало, очень важно –добиться выполнения принятых решений, которые касаются мер безопасности.
Именно для этого в октябре в Карелии резко усилили контроль за соблюдением требований эпидбезопасности. Представители исполнительной власти совместно с сотрудниками полиции теперь ежедневно проводят проверки в общественных местах. По своей линии работает Роспотребнадзор. Проверки начались везде – от магазинов и торговых центров до спортзалов и общественного транспорта. Спрашивают строго.
Время предупреждений закончилось
Мы сегодня стоим перед выбором – либо мы снова вернемся к жестким ограничениям, либо добьемся соблюдения требований, в частности тех, которые установлены распоряжением главы Карелии, – рассказывает порталу «Карелия.Ньюс» заместитель премьер-министра по экономике Дмитрий Родионов.
С конца сентября в Карелии выросло число проверок. Со слов заместителя премьер-министра, они проводятся в двух форматах – региональными и муниципальными органами власти и федеральными в лице Роспотребнадзора.
Фото Республика
Направления проверок разделены между ведомствами. Например, Минэкономики проверяет общепит, розницу, Минспорт отвечает за спортзалы, бассейны, Минобразования – за сады, школы. Органы местного самоуправления составляют свои графики проверок в районах. Только Минэкономики проверило за две недели более 20 объектов.
По словам Дмитрия Родионова, основные нарушения все те же, что и раньше: отсутствие масок у покупателей и защитных экранов, очков или перчаток у продавцов. В любом торговом объекте на входе должны быть возможность обработать руки, но зачастую этого нет. Это очень распространенное нарушение.
Второй формат проверок – проверки Роспотребнадзора. Это ведомство проверяет в том числе соблюдение федеральных предписаний, которые отличаются от мер главы. Это и уборка помещений дезсредствами, и замер температуры для работников, наличие обеззараживателей воздуха и ряд других.
По словам Дмитрия Родионова, время уговоров закончилось. Если весной ограничивались предупреждениями, то сейчас суды начали выносить штрафы.
Штрафы очень серьезные. Так, например, для юрлиц штраф составляет до 300 тысяч рублей. При повторном нарушении уже до миллиона либо приостановка деятельности на срок до 90 дней. Для любого бизнеса это серьезно, согласитесь. Но это эффективная мера. Одного оштрафовали, другие задумаются, – прокомментировал Родионов.
Про внутренний контроль
Руководитель Роспотребнадзора Карелии Людмила Котович рассказала порталу «Карелия.Ньюс» о той работе, которое проводит подконтрольное ей ведомство.
– Мы уже выдали более 1500 предписаний хозяйствующим субъектам о проведении дополнительных противоэпидемиологических мероприятий. В этом году мы обязаны согласовывать проверки с прокуратурой. Просто так проверять не имеем права. По результатам согласованных с прокуратурой внеплановых проверок уже составлено 47 протоколов о нарушениях по статье 6.3. КОАП (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). 45 из них переданы в суд. Уже вынесено 36 штрафов на сумму 3 млн 600 тысяч рублей. Мы понимаем, что это серьезное наказание, но предупреждения уже бесполезны. Нужны действенные меры, люди должны понимать и финансовую ответственность. Кроме того, и сам бизнес должен организовать свой внутренний контроль. Ни мы, ни МВД не можем и не должны тотально контролировать всех, – считает Людмила Котович.
Отметим, что наказание предусмотрено и для граждан, которые предпочитают игнорировать требования. С физлицами работает полиция. Рейды полицейских уже проводятся. Например, в Карелии и в Петрозаводске всерьез занялись нарушениями в общественном транспорте. Не секрет, что требования игнорируют как перевозчики, так и пассажиры.
В ходе совместных рейдовых мероприятий сотрудники Минтранса и полицейские проверяют использование водителями и пассажирами масок, наличие при входе в салон автобусов мест для обработки рук кожным антисептиком из размещенных там дозаторов и количество пассажиров в салоне, которое не должно превышать числа посадочных мест. Также ведется контроль проведения обработки салонов автобусов дезинфицирующими средствами на конечных остановках и наличие возможности для бесконтактной оплаты проезда: с 1 октября это требование является обязательным.
Напомним, что за несоблюдение требований предусмотрены серьезные санкции: предупреждение или штраф от 1 тысячи до 30 тысяч рублей для граждан, для должностных лиц – штраф от 10 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей.
Про маски на подбородке
Дмитрий Родионов напомнил, что за отсутствие маски несет ответственность не только тот, кто ее не надел в общественном месте, но и тот, кто пустил нарушителя в магазин, на почту, в аптеку или в автобус.
Нарушение происходит не тогда, когда продавец и покупатель встречаются на кассе, а когда покупатель без маски вошел в магазин, либо зашел в магазин с маской на подбородке. Напомню также, что распоряжение главы содержит не только обязанность носить маску, но и правильно ее носить – закрывать рот и нос. Так что маска на подбородке это то же самое, что и ее отсутствие.
В то же время и Дмитрий Родионов, и Людмила Котович считают, что ситуация в Карелии в плане выполнения обязательных требований значительно лучше, чем во многих регионах страны. По словам Родионова, в Карелии за полгода многие привыкли к ношению масок и необходимости обрабатывать руки. Это уже не вызывает отторжение. То же самое отмечает и Людмила Котович.
Я тоже хожу в магазины и вижу, что дисциплина относительно весны в Петрозаводске намного лучше. В целом, появляется определенная культура. Многие начали понимать, почему нужно в магазин войти с обработанными руками и выйти с обработанными. Входя в магазин, вы обезопасите все поверхности, если вдруг вы источник заражения, а, выходя из магазина, обезопасите себя, если вдруг что-то подцепили. Во многих магазинах это тоже понимают. Я сама сталкивалась с ситуацией, когда меня просили подождать на улице, так как число людей превышено относительно площади помещения. Хотя я понимаю, что всегда будут нигилисты, которые категорически отрицают все меры. Но их будет единицы. В любом случае, ситуация в Карелии значительно лучше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, где в том же общественном транспорте многие, если не большинство, вовсе не носят маски. Про дистанцию промолчу. Возможно, поэтому у нас и заболеваемость на 100 тысяч населения ниже, чем во многих регионах, – считает Людмила Котович.
По словам руководителя Роспотребнадзора, в конечном счете никакие карательные меры со стороны государства не способны остановить распространение инфекции, если не будет ответной реакции со стороны бизнеса, предприятий и самих граждан.
Той же точки зрения придерживается и глава Карелии Артур Парфенчиков, который едва ли не каждый день призывает граждан и предприятия к ответственности.
Безусловно, мы сейчас усилили контроль за соблюдением противоэпидемических мер. Но еще раз хочу подчеркнуть, что личная дисциплина и ответственность каждого из нас – это самое важное условие, при котором нам можно сдержать распространение инфекции, не вводя жестких ограничительных мер, – считает глава Карелии.