Спасены! Ездовым собакам карельского туркомплекса помогли люди, а не власть

Наш портал в пятницу рассказал о том, что запрет на турбизнес в Карелии, а ранее бесснежная зима поставили на грань выживания эко-комплекс Husky Moa в Карелии. Здесь живут 90 ездовых собак самого известного путешественника Карелии Виктора Симонова. 

Виктор Альбертович вместе со своими питомцами давно уже стал символом Карелии. Он и его питомцы – постоянные участники мировых экспедиций, покорители Арктики. Виктор Симонов вместе с другом, тоже известным путешественником Федором Конюховым не раз прославляли Россию и Карелию в невероятных походах. И вот теперь туркомплекс, где живут питомцы Симонова оказался в сложнейшей ситуации. Денег не осталось даже на еду. Государство спряталось в домик, а Husky Moa пришлось подать сигнал тревоги и обратиться ко всем, кто может помочь. При этом комплекс не просто просит деньги, а предлагает приобрести сертификаты в счет будущих услуг. Деньги нужны на корм, ветеринарные услуги и уход за собаками. 

В минувшее воскресенье портал «Карелия.Ньюс» побывал в эко-комплексе Husky Moa. Мы пообщались и с собаками, и с их хозяином Виктором Симоновым. Он рассказал о том, что после поста о помощи и публикаций в СМИ произошло чудо.

Я по-хорошему в большом шоке. Мы не ожидали такого отклика на наш призыв о помощи. Практически сразу на него откликнулись не только в Карелии и России, но и далеко за пределами – помощь пришла из Германии, Новой Зеландии, Англии. Кто-то перечислял 50 рублей, кто-то 100, кто-то тысячу, а кто-то и 5000. За эти дни поступило порядка 300 тысяч рублей. Люди покупали сертификаты, кто-то перечислял так.

В общем, в эти дни мы поняли, что мы не одни и мы не пропадем. Мои друзья из соцсетей писали слова поддержки, оказывали помощь, обещали помогать. Производитель корма, который мы используем, позвонил и сказал, что обеспечит нас едой сразу на месяц, а заплатить мы сможем, когда получится. То есть сейчас могу сказать, что проблема с кормами и средствами на уход за собаками решена. Спасибо всем огромное! Мы очень благодарны всем, кто помог! 

По словам Виктора Симонова, теперь они надеются на скорейшее открытие туризма в Карелии, потому что только так они смогут обеспечивать себя сами, а не выступать в роли просителей. 

Пока же турбизнес здесь простаивает. Из 10 штатных сотрудников работают только семеро. Обычно здесь живет 4-5 волонтеров, сейчас их нет. Но больше всех из-за ситуации с ограничительными мерами страдают питомцы. В комплексе живут 90 ездовых собак. Все собаки активные, им нужно бегать, гулять. Это рабочие собаки. Сейчас у них дефицит прогулок. Сотрудники стараются выгуливать их, но не хватает волонтеров, не хватает туристов, которые охотно гуляли с животными, для которых даже были специальные сеансы канистерапии – лечение через общение с собаками. 

– Сейчас всего этого мало, собаки ждут общения, ждут людей, им не объяснить, что у нас тут какие-то ограничительные меры, – вздыхает Виктор Симонов. 

– Вы обращались за помощью? Ведь туризм с списке пострадавших отраслей…

– Никакой помощи не было. Хотя да, теоретически мы попадаем под меры поддержки. И даже документы оформляем. Но деньги если и будут, то неизвестно когда. В мае или июне, а может и вовсе не будет никакой помощи, ведь там множество условий и потом еще отчитаться надо. 

– Как зиму пережили? Снега ведь мало было.

Очень тяжело пережили, поэтому и нет у нас никакой финансовой подушки. Туристов принимали, но за снегом с собаками ездили на север. Надеялись, что выберемся, а тут нас и вовсе закрыли из-за коронавируса. Хотя не отчаиваемся, планов много. И с зарубежными партнерами, и с нашими. 

– А с Федором Конюховым есть желание снова на собаках пойти в экспедицию? 



– Конечно, есть. Причем у Федора даже больше, чем у меня. Я-то с собаками постоянно, а он давно не ходил в упряжках, соскучился. У нас есть план дойти на упряжках до Северного полюса. Только очень сложно скорректировать общие планы. 

Виктор Симонов провел небольшую экскурсию по своему комплексу, познакомил с питомцами, рассказал интересные факты о ездовых собаках. Полагаем, они будут интересны читателям. 

Собаки с перепонками 

В питомнике Husky Moa живут 90 собак. Четыре породы – чукотские ездовые, сибирские хаски, самоеды, аляскинские маламуты. Больше всего чукотских ездовых. Внешне они самые обычные – похожи на дворнягу. Но при этом это одни из самых выносливых собак. На лапах у них есть перепонки, чтобы бежать по снегу и не проваливаться. Подшерсток такой, что они спокойно могут спать на снегу и не замерзают. 

В прошлом году я привез 26 собак из Чукотки, в этом году еще одну. Нам нужна была собака, чтобы лаяла на медведя. Вот он – Беринг. Мне его прямо из упряжки продали. Он медведя белого за 200 метров чувствовал. Медведя ведь не видно на снегу, мы его не видим, а он уже лает. Но, вообще, они просто так не лают. Кстати, чукчи к собакам относятся как в машине, плохо. Особо не ухаживают. И этот затюканный сначала был, потом освоился. 

Лапу не подают 

Ездовая собака работает, в среднем, десять лет. Лучший возраст для экспедиции – от двух до пяти лет. Собаку учить ходить в упряжке нужно с самого детства. У ездовых собак всего четыре команды. Никаких «Дай лапу» или «Сидеть». Команды только те, которые нужны в упряжке. «Вперед!» или «Хайк!», «Стой!» или «Хоа!», «Право!» или «Джи!», «Лево!» или «Ха!». При этом не все собаки способны стать лидерами в упряжке. Многие просто идут вместе со всеми, а вот команды каюра как раз для лидеров – это они и направляют остальных собак и реагируют на команды. Лидерские качества проявляются с собачьей юности. 

Методы дрессировки – кнут и пряник. При этом, разумеется, никакой жестокости и травм. В питомнике за здоровьем собак внимательно следят и на лечение тратятся немалые силы и средства. 

Интересный факт – у ездовых собак хозяин тот, кто их кормит. Именно поэтому нередко собак отдают в аренду. Есть такие собаки и в питомнике Husky Moa. 

Девочки они такие 

В питомнике у Виктора Симонова кобелей больше, чем сук. Примерно так и в упряжке. Например, в упряжке из восьми собак – обычно шесть мальчиков и две девочки. При этом девочки выносливее мальчиков. Самое страшное – драка девочек. Если кобели дерутся до того, как слабый сдастся, то у девочек конфликты сразу насмерть. 

Они действительно убивают друг друга, поэтому рядом в упряжке их не ставим. 

При этом девочки выносливее, как и у людей. 

– У нас с Федором семь лет назад была экспедиция в течение 46 дней. Из 12 собак в упряжках было четыре лидера. Три мальчика и одна девочка – Космо. Мальчиков мы меняли постоянно, потому что они морально уставали, переставали работать, не выдерживали ответственности. Переставишь его в середину упряжки – нормально снова идет. А Космо все 46 дней в лидерах шла, ни разу не поменяли. Вот она – Космо. Она уже старенькая. 

Не старость, а заслуженный отдых

В питомнике у Симонова собаки доживают свой век в заботе и уходе. 

Заслуженный путешественник Черке

Самый титулованный питомец – пес Черке. Сейчас ему 17 лет. В прошлом году ему вырезали злокачественную опухоль, он прошел курс химиотерапии. Сейчас оклемался и чувствует себя хорошо. Черке – уникальный пес, он прошел через весь Северный ледовитый океан от берега России до Северного полюса и далее в Канаду.

Он был в Канаде, Гренландии, Исландии, Норвегии, Финляндии, прошел весь русский север – был на Чукотке, Таймыре, в Мурманской области, конечно, много пробежал в Карелии. Такой географии путешествий может позавидовать любой путешественник. 

Рядом с ним живет 14-летняя Бали – тоже опытная собака, которая, как и Черке, можно сказать вышла на заслуженную пенсию. 

Бали

Сыграл волка

Есть в Husky Moa и звезды кино. Например, аляскинский маламут Грэм несколько лет назад снялся в российской картине «Первые» о первооткрывателях.

Огромный Грэм играл волка, который догоняет упряжку с героями и набрасывается на одного из них. 

Он должен был загрызть главного героя. Однако киношники никак не могли снять нормальную сцену, потому что Грэм подбегал и начинал лизаться. Сколько дублей ни делали, все не то. В итоге они бросили это делали и сказали, что сами смоделируют. 

Кстати, мы нашли этот фрагмент фильма: 

В питомнике каждая из собак со своих характером и своими особенностями. Например, Мишка всегда сидит на будке и первым видит, что кто-то приезжает в гости. Сигнализирует об этом всем, и начинают переливной лай. 

Пёс Гек, наверное, самый зубастый. Он сгрыз уже четыре будки, в итоге ему поставили новую и обшили ее железом.

Угадайте, где будка Гека

Хаски Сноу – любимец туристов и волонтеров – его чаще других берут на прогулки. Кроме того, Сноу – лидер в упряжке. Аляска – очень ласковая и едва ли не старательнее всех пытается понравится гостям, виляя не только хвостом, но и всем телом.

Сноу и Аляска выгуливают девочек

А вот семейка, как пингвины в мультфильме «Мадагаскар», действует синхронно и очень забавно. 

Все собаки добры и очень расположены к человеку. Они все здоровы и привиты. А еще они очень ждут гостей. Туристической отрасли Карелии карантин не просто надоел, а поставил ее на грань выживания. 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять