«Хоть закрывайся». Почему бизнес гостевых домов в Карелии либо закроется, либо останется в тени

Представители турбизнеса получили документ с требованиями из Росприроднадзора, которые, как некоторые из них считают, могут стать причиной закрытия их бизнеса. 

В конце января этого года около 500 объектов турбизнеса Карелии получили «письмо счастья» от ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» (Центр лабораторного анализа и технических измерений), который входит в структуру Росприроднадзора. В письме 29 пунктов обязательной экологической документации. Эти требования по линии природоохранного ведомства должны выполнить не только объекты размещения туристов – гостиницы и гостевые дома – но и в принципе все юрлица Карелии, включая бизнес, школы, сады и библиотеки. Но мы поговорим только по турбизнес, на который республика делает особую ставку. 

Сам по себе список ужасает, потому что разобраться в нем самостоятельно невозможно. В письме есть вот такая приписка: 

Во вложении обязательные в 2020 году требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, обучения руководителей, ответственных лиц объектов туризма и рекреации, а также образцы заявок. 

Кроме того, в письме предпринимателей предупреждают, что в 2019 году существенно изменилась административная ответственность за нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, обращения с отходами (см. главу 8 КоАП РФ), при этом в 2020 году административные штрафы достигают 1 млн рублей на юридическое лицо.

Переводим на русский: если требования не будут выполнены, штрафов не избежать. Внушительные штрафы, которые обозначены в КоАП, для владельца небольшого гостевого дома будут означать его фактическое закрытие. 

«Это уже перебор»

Портал «Карелия.Ньюс», чтобы разобраться, чем так возмутились бизнесмены, пообщался с несколькими владельцами гостевых домов Карелии, а также с представителем ЦЛАТИ. 

Все предприниматели от туризма не захотели называть себя, потому что считают, что таким образом навлекут на себя проверки и повышенное внимание. Их понять можно. Все наши собеседники легализованы частично и работают, признаются, с нарушениями. Потому что работать без нарушений и с прибылью с нынешними требованиями законодательства, объясняют они, невозможно. Они полагают, что полноценный выход из тени и соблюдение всех требований многочисленных проверяющих органов (сейчас таких органов в России 37, хотя туризм проверяют далеко не все из них) для них будет означать только одно – скорейшее закрытие.

Когда речь идет про крупный туробъект, типа Кижей или Рускеалы, я это могу понять. Там условно 20 бухгалтеров, 10 юристов, им одной бумажкой меньше, одной больше. Но когда ты сдаёшь один свой несчастный домик, работаешь один, а тебе предъявляют те же требования, это уже перебор. При этом ты обязан иметь в штате обученного эколога, пожарного, еще кого-то. А ещё обязательно надо всех отдыхающих регистрировать и из деревень везти в город данные, сообщать, когда кто въехал, когда выехал. Проверяющих море – налоговая, пожарные, статистика, ГИМС, МЧС, СЭС. И у каждого условно по 29 пунктов. 

Другой предприниматель соглашается и добавляет: 

– Мы вот ходим на семинары, слушаем, обращаемся со своими проблемами, а нас не слышат и продолжают призывать делать то, за что нам же потом и прилетит. Например, на семинарах нас учат – кормите гостей карельской кухней! Пирожки, калитки! Здорово, конечно. Только по закону бабушка, накормив калитками из печи за 50 рублей, может получить такие штрафы со всех сторон. Ведь нужна санкнижка, должна быть оборудована по ГОСТу кухня, должны быть отдельные мойки, раздельное хранение продуктов. А кормежка калитками – это уже гостиничная услуга, и сразу подтягивается жилищная инспекция, ты теперь не сельский туризм, у тебя уже гостиничная услуга. А гостиницы в жилых домах запрещены и понеслась… Так кормить бабушке калитками гостей? 

Предприниматели признаются, что несмотря на уйму требований, пока их никто сильно не кошмарит, все больше предупреждают и призывают, однако 2020 год – время, когда закончились все ранее объявленные каникулы для бизнеса. Теперь для проверяющих зажегся зеленый свет. 

Развиваться страшно, потому что никто всех требований никогда не выполнит! И либо тебя когда-нибудь закроют, либо будешь бесконечные штрафы платить, посылать бесконечные отчёты, ну и, конечно, деньги за загрязнение и прочее переводить, потому что по-любому ты виноват и в какой-то степени загрязняешь все, что можно. 



Все не так страшно

Портал «Карелия.Ньюс» пообщался с автором памятки Сергей Пластининым, заместителем директора филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО», экспертом Росприроднадзора по водному и земельному законодательству РФ, а также омбудсменом по защите прав предпринимателей по экологическим вопросам. 

Сергей ПластининСергей Пластинин

По словам Сергея Пластинина, не стоит драматизировать ситуацию. Он уверен, что требования, которые описаны в памятке выполнить можно довольно быстро и без больших финансовых трат. 

Мы, к сожалению, не можем разделить малые и крупные объекты размещения – большие гостиницы или гостевые дома. Законом это не предусмотрено. 

По словам Пластинина, из 29 пунктов списка для объектов размещения (гостиниц и турбаз) обязательно к выполнению 12. Причем они обязательны для любых юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а не только для турбизнеса. При этом все это федеральные требования, а не капризы карельского Росприроднадзора и ЦЛАТИ. 

Природоохранное республиканское законодательство в Карелии отсутствует. У нас нет ни экологического кодекса, ничего, только правила благоустройства и все. Эти требования продиктованы на федеральном уровне.

Сергей Пластинин полагает, что недовольство бизнесменов идет в большей мере от незнания и нежелания что-то узнать, разобраться. Люди просто видят список и занимают позицию отрицания. 

– Мы регулярно ездим по районам, проводим семинары, встречи для руководителей всех уровней. На них приходят представители бюджетной сферы – школ, садов, библиотек. А вот турбизнес ходит плохо, практически игнорирует встречи, хотя там мы все разъясняем и помогаем. А потом, приезжаешь на проверку, и понимаешь, что у людей на базе отдыха нет ничего, никаких документов. Совсем ничего! Но вы ведь согласитесь, что на любой базе отдыха или в гостевом доме должны быть решены три главных вопроса безопасности – пожарной, санитарной и экологической. 

– Вам не кажется, что требования, говорим сейчас о вашей организации, все же излишни. 29 пунктов! Когда туристами-то заниматься? 

– Из этих 29 пунктов только 12 обязательны. Но и их не так сложно выполнить. Многие решаются практически сразу. Например, приказ о назначении ответственных лиц в области охраны окружающей среды (пункт 4). Это одна бумажка, которая составляется руководителем. Журнал об учете воды (пункт 28) – проще простого. Есть счетчик, есть журнал. Дома ведь мы показания счетчиков заполняем. Журнал отходов (пункт 28) – еще проще. Ведется ежеквартально, четыре раза в год заполнить сведения – ничего сложного. Затраты – нулевые. Инструкция по обращению с отходами (пункт 27). Формы есть в Интернете. Тоже легко. 

– Хорошо. Но там ведь есть и довольно сложные требования. Давайте по порядку. Свидетельство об обучении в области охраны окружающей среды (пункт 5). С трудом представляю, как владелец гостевого дома поедет учиться куда-то охране окружающей среды. А главное, зачем? 

Не обязательно ездить. Обучение можно пройти дистанционно по Интернету. Причем надо это делать раз в пять лет. Я лично на очной форме потратил три дня. Дистанционно еще проще. Через две недели корочку получите. 

– Результаты производственно-экологического контроля (пункт 15). Это что? 

– Этот контроль ведется за водоемами, которые используются хозяйствующими субъектами. Если есть водоисточник, который использует предприятие, то четыре раза в год необходимо забирать и исследовать воду. Должен быть план-график. 

– А если около гостевого дома колодец? 

– Колодцы, родники, летние насосы не подлежат учету – здесь не надо оформлять документы. То же касается забора воды ведрами. Это требование распространяется только на стационарный насос или скважину. Тогда нужно получать разрешительные документы и платить за пользование водоема, вести журнал. Кстати, если есть сброс сточных или дренажных вод в водоем – то тоже четырежды в год надо брать воду. Это могут делать и сами предприятия. И раз в год должно быть исследование выбросов в атмосферу. 

– А это еще что такое? Воздух замерять? 

– Это федеральное требование. Да, раз в год специалисты выезжают и делают замеры выбросов в атмосферу от труб, ГСМ, вентиляции. Это платная услуга. 

– Неужели в турбизнесе кто-то это делает? 

– Крупные гостиницы поставлены на экологический учет и ведут контроль. Это «Колмас», «Дача Винтера», сейчас компания «Велт» подала заявку. А еще «Суйсарь», «Гардарика», «Арсенал», «Ламберг», «Зеленый берег», «Длинный берег». Многие другие. В тени остались только гостевые дома. 

– Паспорта на отходы (пункт 21). Это что такое? Зачем они? И это ведь тоже платные работы?

Да, платные. Один паспорт на один вид отходов это порядка 900 рублей. Всего предложены 48 типовых отходов, которые образуются на объектах. Но если говорить о туризме, то необходимо только пять паспортов. Это лампы, отходы от уборки (за что горничная отвечает), мусор офисный и бытовой, пищевой, если есть пищеблок, а также зола из печей – всего пять. Но зато это делается единожды – паспорта выдаются на весь период действия юрлица или ИП. 

– Как происходит этот процесс? Вы исследуете мусор? 

– Делается заявка на исследование твердых коммунальных отходов. Мы выезжаем, отбираем пробы, анализируем, через месяц результаты. Все юрлица должны иметь эти паспорта. Это федеральное требования. У нас, например, уже несколько школ в Петрозаводске оштрафовали за отсутствие паспортов. 

– А если у предпринимателя, скажем, несколько баз отдыха или гостевых домов? На каждом объекте паспорта на мусор делать? 

– Нет. Если у одного юрлица несколько гостевых домов и баз, можно сделать единым списком, через запятую. Единый паспорт выдается на все. 

– Зачем, вообще, на мусор нужен паспорт. Понятно ведь и без паспорта, что зола – это зола, а лампы – это лампы. 

– Это требование федерального законодательства. Я не могу комментировать. Это на уровне Минприроды и правительства России.

– Идем дальше. В требованиях есть обязательные договоры с организациями, имеющими лицензию на передачу отходов. 

Здесь все просто. У нас один региональный оператор – «Автоспецтранс». Вы ведь согласны с тем, что отходы нужно вывозить, а не складировать в лесу? Поэтому есть такое требование. 

– Согласен. Только у нас «Автоспецтранс» не везде есть.

– Да, такая проблема существует, только это вопрос не нашей компетенции.  

– Пункт 25 – отчеты – вода, мусор, воздух….Зачем?

– Их должны сдавать все юрлица. Но сдает мало кто. Кто не сдал – списки, насколько я знаю, отправлены в прокуратуру. 

– Отчет субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (пункт 26). Это, вообще, нужно? 

Согласен. Эти уже пережиток. Но законом он не отменен. Мы готовы разъяснить бизнесу, что здесь нужно делать. 

– Правильно я понимаю, что при невыполнении, бизнесу и не только ему, грозят штрафы или закрытие? 

– Вы знаете, я в надзоре, до прихода в филиал ЦЛАТИ, работал 11 лет, шесть лет возглавлял водный и земельный надзор. За это время мы ни одно предприятие не закрыли. У нас, как и у других проверяющих органов, очень лояльная позиция всегда была. Предприятия могут получить предупреждения, предписания, даются сроки на устранение. Крайние меры, как правило, не применяются. Другое дело, что многие злоупотребляют правом. И не делают, не исправляют, занимая позицию, что бизнесу мешают работать. Но мы максимально открыты и готовы помогать. Те, кто в этом заинтересован, решают все вопросы. У меня вот на столе есть КоАП. Советую почитать главу 8. Штрафы суровые предусмотрены. Например, нет паспорта на отходы – штраф для юрлиц от 200 до 350 тысяч, для ИП от 40 до 60 тысяч или приостановка деятельности. Все серьезно. Но я вам не открою секрет, если скажу, что в Карелии ни одно предприятие не работает без нарушений. Но все можно исправить, лишь бы предприятие не упиралось. 

– Вы еще забываете, что на все это уходит не только время, но и деньги. Если говорить про турбизнес, то сезон короткий, средств мало, а тут еще все эти паспорта и проверки за свой счет. 

– Если говорить про расходы из вот этой памятки, то это не более 20 тысяч рублей за все. Причем многое останется на будущие годы. Зато бизнес будет работать по закону, ему не надо будет бояться и все время быть в тени. Я вам еще скажу, что в этом году надзорными ведомствами планируется провести сотни проверок. Каникулы для бизнеса закончились, они длились с 2016 по 2019 годы. Проверять будут и турбазы, и фермеров, и много кого. Так что я бы задумался. 

Как видим, в этой истории две правды. Одна – требования закона. Закон надо уважать и соблюдать, никто не спорит. И многое, что сказал Сергей Пластинин, важно и вполне выполнимо. В то же время требования, которые по силам выполнить относительно крупному турбизнесу, кажутся избыточными для тех же гостевых домов. Даже названные 12 пунктов требуют серьезных усилий для предпринимателя, который работает один. А ведь помимо Росприроднадзора, как верно отмечают наши собеседники от турбизнеса, есть еще множество других контролирующих организаций, и у каждого свои 12, а то и 29 обязательных пунктов и свои тысячи рублей. При этом туризм в Карелии – далеко не золотая жила. Холодное лето и теплая зима, как было сейчас, ставят его на грань выживаемости.  

Владельцы гостевых домов, с которыми мы пообщались, высказали единое мнение – они хотят, чтобы их бизнес был легальным, готовы платить налоги, соблюдать законы, не хотят прятаться. Но государство их не слышит. Одно из предложений бизнеса – сделать принцип одного окна для всех проверяющих. Чтобы раз в год, пусть зимой, со всеми проверяющими и контролирующими органами единоразово разобраться, заплатить какую-то посильную сумму, отчитаться, а потом сосредоточиться на развитии бизнеса, на туристе. 

В сезон надо заниматься туристами, а не отчетами, инструкциями и безопасностью, – справедливо считают предприниматели. 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять