Камни, танки, брусчатка, Сенькин. Как создавали мемориал «Могила неизвестного солдата с Вечным огнем Славы»

Камни, танки, брусчатка, Сенькин. Как создавали мемориал «Могила неизвестного солдата с Вечным огнем Славы»

28 июня 1969 года, 50 лет назад, в Петрозаводске был торжественно открыт мемориал «Могила неизвестного солдата с Вечным огнем Славы». Продолжение истории создания одного из главных памятников карельской столицы. 

Портал «Карелия.Ньюс» продолжает проект «Герои – с нами!», посвященный героям Отечественной войны, а также знаменитым воинам Карелии времен советско-финляндской, гражданской и 1-мировой войн. Это проект не о войне, он против войны. Он о том, чтобы никогда больше боль и ужас войны не пришли в наши края.

Недавно мы публиковали материал о мемориале «Могила неизвестного солдата», рассказывали о том, кто был похоронен в этой могиле в Петрозаводске в мае 1969 года. 

Сегодня портал «Карелия.Ньюс» вспоминает, как создавался весь мемориальный комплекс. Рассказывает руководитель этого проекта, заслуженный архитектор РСФСР Эдуард Федорович Андреев:

Три варианта

Осенью 1967 года состоялся открытый конкурс на создание мемориала «Могила Неизвестного солдата с Вечным огнем Славы» в городе Петрозаводске. В конкурсе участвовали авторские коллективы из Петрозаводска и Ленинграда. Лучшим был признан наш проект – архитекторов Э. Ф. Андреева и Э. В. Воскресенского, скульпторов Э. А. Акулова и Л. К. Давидяна. 

Мы предложили два варианта. Первый — на косогоре, примыкающем к существовавшей Братской могиле, расположенной на стыке с площадью имени Ленина. Второй вариант — на поляне, в так называемой, Ямке. Однако затем нас, как авторов, не устроили эти варианты. 

При первом потребовались бы большие земляные работы и полная реконструкция существовавшей Братской могилы. Второй вариант был явно проигрышным, в Ямке лучше было разместить садово-парковую скульптуру с цветочным оформлением. 

В ходе поисков родился совершенно новый вариант — по оси памятника Ленину на стыке с косогором, где был спуск в Ямку. Его называли «детской горкой». Зимой горка была любимым местом развлечения детей и взрослых. 

Общую композицию мемориала одобрили в Карельском обкоме КПСС. Первый секретарь обкома  Иван Ильич Сенькин сказал мне как представителю авторского коллектива: 



Никого больше не слушайте и продолжайте работать над вашей идеей. 

Так открылась «зеленая улица» для наших решений, но были установлены короткие сроки для реализации проекта. 

Мы все – авторы проекта были хорошо знакомы. С Эрнстом Воскресенским я работал в институте «Карелгражданпроект». Со скульптором Эдуардом Акуловым еще в четвертом классе ходили в изостудию Дворца пионеров, которой руководила замечательный педагог Ольга Федоровна Граф. Скульптор Людвиг Давидян на целом ряде объектов работал совместно с Эдуардом Акуловым. Так сложился наш авторский коллектив. 

Рабочий проект был разработан в короткие сроки специалистами института «Карелгражданпроект» под моим общим руководством. 

Братскую могилу изменили, брусчатку демонтировали  

Теперь о том, как мы задумали и создавали мемориал. Архитектурно-художественное оформление нашего Вечного огня символически напоминает Вечный огонь у Кремлевской стены в Москве. Он включает в себя квадрат из блоков малинового кварцита, в центре которого в пятиугольнике — ниша для огня. В нише текст, выложенный бронзовыми буквами: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». 

Объединяет всю композицию символическая траурная лента из полированного габбро-диабаза черного цвета. Она размещается вдоль бровки косогора, включая и квадрат из малинового кварцита с Вечным огнем. 

Символическая лента – главный элемент композиции памятника. Мы считали, что такое решение должно психологически настраивать всех, кто подходит к мемориалу, — как бы показывать, что заходить на траурную ленту нежелательно. 

По проекту была реконструирована Братская могила. Прежде она представляла собой круглую площадку, окруженную гранитным парапетом, с обелиском в центре.

В прежнем виде могилу невозможно было вписать в новую композицию. Мы предложили демонтировать обелиск и парапетные стенки, а памятные плиты разместить по-новому с сохранением мест захоронения. 

Напомню, что гранитный обелиск был тогда перенесен и установлен на Братской могиле в Соломенном. А мощный парапет использовали при создании площадки на берегу Лососинки, где установлена старинная пушка Александровского завода. 

Следующая часть мемориала — пешеходная эспланада для проведения массовых мероприятий.  Мощение эспланады выполнено из брусчатки малинового кварцита. 

Где взять столько брусчатки? Вопрос непростой. И тогда решили использовать брусчатку с шоссе 1 мая (ныне Первомайский проспект). Эта брусчатка была уложена еще немецкими военнопленными после войны. А шоссе в середине 1960-х реконструировали, укладывали асфальт и брусчатка нам пригодилась. 

Другой факт, связанный с историей. Для создания рисунка покрытия эспланады были использованы плиты и поребрик с острова Гольцы, изготовленные в довоенные годы. Напомню, что там же заготовляли гранитные блоки для памятника Ленину в Петрозаводске, который открыли в 1933 году. 

Помог танк 

Еще один очень важный элемент мемориала — это стела в виде глыбы из естественного камня.

Она размещена для придания равновесия всей композиции в правой части и символизирует карельскую землю. На стеле размещен  текст, выложенный бронзовыми буквами: «Героям, сынам Октября, Кто жизнь свою отдал за счастье народа, Памятник этот воздвигнут». 

Как нашли эту гранитную глыбу? Поисками огромного камня занимался архитектор Эрнст Воскресенский. Он нашел его в районе аэропорта «Пески». Была поставлена задача перед военными — аккуратно отделить камень от скалы. И они сделали это, используя танк. С помощью цепей и бревен танк отделил 60-тонную глыбу от скалы, а затем краном погрузили камень на специальный трейлер, доставили в город и установили на место. При этом нижнюю часть утопили в земле — как фундамент. 

Интересная деталь. Камень — очень большой, но мы просили всех, кто его добывал, обращаться с ним бережно, чтобы сохранить его древнюю красоту, сберечь даже мох… 

Строительство мемориала шло с апреля 1968 года. Главной подрядной организацией стало Дорожно-ремонтное управление горремстройтреста (главный инженер А.В. Путешев, мастер Анатолий Комаров). 

Все элементы из естественного камня изготовило Шокшинское рудоуправление. В тот период там не было механизмов для обработки камня. Все элементы мемориала шлифовали и полировали вручную. Поэтому каждый блок готовил отдельный камнеобработчик. Один из них – каменотес Ропручейского карьера Анатолий Кузьмич Герасимов. 

Работы по благоустройству и озеленению выполнял комбинат благоустройства. Его работники обустроили газоны с цветами. Рядом со стелой посадили серебристую иву, а на главном газоне голубые ели. 

Как руководитель авторского коллектива, я осуществлял авторский надзор за созданием мемориала. У меня сложились доверительные отношения с И. И. Сенькиным, который эпизодически посещал стройку. К примеру, он однажды спросил:

Почему не видно лестницы, которая спускается к парку? 

Я ответил, что такое решение принято сознательно, чтобы лестница не отвлекала внимание от главного — от Вечного огня, так как люди пришли к мемориальному памятнику, а не на площадку лестницы. 

…День открытия мемориала 28 июня 1969 года стал большим событием для жителей Петрозаводска, Карелии и, конечно, для нас — авторов проекта, для всех, кто занимался его строительством мемориала.

В 1973 году членам нашего авторского коллектива была присуждена Государственная премия Карельской АССР в области литературы и искусства и присвоены звания лауреатов. 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять