Интервью у Светланы Пушкиной я смогла взять только спустя несколько недель после юбилея, с которым её поздравляла вся Карелия. Каждый день этого удивительного человека расписан по минутам на много дней вперёд, поэтому так сложно вклиниться в её напряженный рабочий график.
Невероятно, но этой энергичной, подтянутой, красивой женщине – 80! В отличие от многих дам она не боится называть свой возраст и в свои годы продолжает активно работать на телевидении, которому отдано 58 лет жизни.
Сегодня Светлана Пушкина – самый востребованный в Карелии телевизионный журналист. Это – уникальная история и для российского ТВ. Ни в одном другом регионе страны нет телевизионщика такого почтенного возраста, который бы активно ездил на съёмки по региону и еженедельно выдавал бы в эфир на протяжении многих лет две рейтинговые программы.
Мы встретились со Светланой Андреевной, чтобы узнать, как ей, стоявшей у истоков карельского ТВ, работается в современном мире, как она оценивает работу коллег, а также о чем она мечтает.
“Человек я рисковый”
Карельское телевидение недавно отметило 60-летний юбилей. ТВ-студия была образована в 1959 году. Спустя два года там начала работать Светлана Пушкина.
«Я училась на филологическом факультете Петрозаводского университета. И вот однажды на нашем телевидении объявили конкурс дикторов, – рассказывает юбилярша. – Мои однокурсники решили, что я обязательно должна туда пойти. Я человек рисковый, поэтому решила попробовать. А почему бы и нет?! Собирали меня всем общежитием. Нашли мне пушистую голубую кофточку. В ней и отправилась на голубой экран, как тогда говорили».
Претендентов было много, вспоминает Светлана Андреевна. Отборочная комиссия, которой руководили легендарные Илья Кан, Всеволод Морачевский и Юрий Зайончковский, просила всех что-нибудь почитать вслух, порассуждать и ответить на вопросы. После конкурса ей позвонили и сказали, что она победила и будет работать вечерами (днём она училась). В 20.00 выходили “Новости”, а потом начинались программы, которые продолжались до полуночи.
“Это были прямые эфиры. Я и не представляла, что есть что-то другое. Когда сейчас слышу, что ведущие читают текст по суфлеру, то и представить себе не могу, как это делать. У нас были эфиры с выходом на Мурманск, Архангельск и Москву. Не было никаких подсказок. Чтобы провести эфир в течение 1,5 часов, готовиться нужно было на 3 часа, потому что журналист должен быть готов к разным ситуациям. Прямой эфир – это всегда непредсказуемость”, – подчеркивает Светлана Пушкина.
Поэтому её главный принцип в работе остаётся неизменным на протяжении многих лет: журналист всегда должен быть в форме, необходимо полное знание того, что ты хочешь донести. И всегда следует продумывать разные варианты развития событий. Привычка основательной подготовки у этого опытного журналиста осталась до сих пор. Когда Светлана Андреевна встречается с героями своих сюжетов и передач, она говорит так: “Расскажите мне о себе и о своём деле подробно и понятно, как в первом классе”.
“Вот оно, счастье карельское!”
Именно тщательная подготовка, самодисциплина и опыт работы в стрессовых (а каждый эфир – это колоссальный стресс!) ситуациях помогали Светлане Пушкиной в экспериментах, на которые смело шла телестудия Карелии. Да, наше местное ТВ в первые годы своей работы давало фору всем региональным студиям.
Представьте, Карельское телевидение первым (после Центрального ТВ в Москве) стало работать с радиомикрофонами. И вся страна увидела это 6 июля 1968 года.
“Я вела прямой эфир на Москву. Это была передача “Петрозаводчане отдыхают”. Меня решили посадить в лодку на Онежском озере. И оттуда я должна была рассказывать о том, как проводят свободное время горожане. В конце передачи к лодке незаметно должен был подплыть водолаз и передать мне мельницу Сампо, которую я на глазах у всей страны поднимаю якобы из озера и говорю: “Вот оно, счастье карельское!”, – вспоминает с улыбкой тот эфир Светлана Андреевна.
Тот самый прямой эфир на Онежском озере.
Но водолаз не приплыл, волны поднялись огромные, сигнальных флажков о том, когда вступать и выходить из эфира, не было. Но на то и подготовка, чтобы в критических ситуациях уметь выкрутиться. Журналист Светлана Пушкина с блеском отвела эфир. Её, испуганную, замерзшую, коллеги еле вытащили из лодки, благодарили за находчивость и отпаивали водкой. Этот эфир запомнили не только в Карелии, но и в Москве.
“Никогда не быть сбитым лётчиком”
О профессии журналиста Светлана Пушкина мечтала с детства. Её папа Мокренич Андрей Михайлович в годы войны работал в ТАСС, освещал партизанское движение в Карелии, а после войны был собкором газеты «Ленинское знамя» по Медвежьегорскому району. Все газетчики и работники радио из столицы Карелии, приезжая в командировку в Медвежьегорск, останавливались у них дома на улице Онежской, 14, ведь гостиниц тогда не было.
«С первого класса я видела этих интересных людей, слушала и запоминала, что и как они говорили, какие темы обсуждали. А как хорошо они знали нашу республику! – с восхищением говорит Светлана Андреевна. – Какая трудная жизнь была после войны, но они не ныли, не хаяли всё вокруг. Они делали жизнеутверждающие материалы, рассказывали о достижениях наших людей и предприятий. Их глазами воспринимала я мир!».
Поэтому Светлана твёрдо решила, что будет учиться на журналиста и только в МГУ. Золотая медалистка из Медвежьегорска успешно прошла в Москве собеседование, но Никита Хрущев запретил старшеклассникам поступать сразу после школы на факультеты журналистики, экономики и философии. Поэтому она решает поступить на филологический факультет Петрозаводского университета. Будучи студенткой карельского вуза, она начала работать на ТВ.
коллектив Карельского ТВ
“Я горжусь тем, что сумела не затеряться, сохранить и утвердить своё “я” как журналист среди великих людей, которые начинали карельское телевидение. Это было чрезвычайно трудно, – отметила юбилярша. – У них, приехавших в Карелию из Прибалтики, Ленинграда и Москвы, был опыт, мастерство, потрясающая эрудиция и желание творить. Я знала, что они никогда не примут меня в своё сообщество, если я не пойду в публичную библиотеку (интернета ведь тогда не было!) и не узнаю, например, о писателе или режиссёре, которого они обсуждают, а я о нем не слышала, и т.п. Я все время стремилась быть в курсе событий. Вот такое непрерывное самообразование у меня было и есть по сей день. Поэтому мой девиз “Никогда не быть сбитым летчиком” – это оттуда, с государственного телевидения”.
с коллегами на Карельском ТВ.
“От таких предложений не отказываются, а я отказалась”
На ГТРК “Карелия” Светлана Пушкина отработала 33 года. Она вела не только знаменитые телемосты и тематические передачи в прямом эфире. Пушкина делала много сюжетов для “Новостей”. Кто сейчас из современных журналистов может похвастаться такой продуктивной работой? Судите сами: Светлана Пушкина, кроме своих передач, умудрялась делать для главной информационной передачи Советского Союза – программы “Время” – по 30 сюжетов о Карелии в месяц!
Светлана Пушкина и Дин Рид
Поэтому ей и предложили стать собственным корреспондентом программы по Северо-Западу. Собкор должен был делать материалы о событиях в Карелии и Мурманской области для ТВ и радио. Пушкина отказалась от этого предложения.
“Меня даже вызвали в обком партии и спросили: “Почему? От таких должностей не отказываются. Ещё ни разу никто не отказался!” – рассказывает Светлана Андреевна. – Я ответила, что люблю телевидение и совсем не знаю радио, это не моё. Я не могу делать то, что не моё”.
Коллеги в Москве Пушкину поняли, хотя, конечно, их огорчил её отказ. Но через какое-то время эта фамилия вновь появилась в репортажах.
“В программу “Время” попала моя дочь Оксана, которая после второго курса журфака ЛГУ проходила там полтора месяца практику. И как же мне было приятно, когда её наградили грамотой программы “Время” за хорошую работу!” – поделилась Светлана Андреевна.
с дочерью Оксаной
“ТВ как способ передачи души”
Светлана Андреевна пришла на работу в самую популярную тогда карельскую телекомпанию “Ника” 19 января 2000 года. Это был вызов самой себе, ведь она понятия не имела, что такое коммерческое телевидение.
“Для меня телевидение – это способ передачи души. Но тут был совсем новый принцип работы телекомпании. «Ника» живёт не за счет государственного бюджета, а на то, что зарабатывает сама. Многое, конечно, зависит от хозяина, который разрешит или запретит какой-то проект. Но Андрею Мазуровскому, руководителю телекомпании, удалось найти баланс между коммерческим и человеческим. Для меня это очень важно, поэтому я здесь и работаю столько лет, – говорит Светлана Пушкина. – Учителем на коммерческом канале для меня стал Николай Прокопец. Он делал замечательную передачу “Автограф на память”. Когда он уехал из Карелии, передача закрылась. И тут я подхватила эстафету и вышла в эфир со своей “Открытой дверью”.
Гордится юбилярша и ещё одной своей программой, которая выходит в эфир уже 15 лет. Это передача “Домашний доктор”. В ней речь не только о новых методиках лечения, оборудовании, преображении наших больниц. В первую очередь журналистка рассказывает о врачах, которые способствуют этим переменам и ежедневно помогают спасать людские жизни. Передачу смотрят как пациенты, так и сами медики, её обсуждают, за неё благодарят.
“100 кг и 10 лет жизни”
Оказывается, предпосылки к созданию такой передачи зародились, как нам поведала сама юбилярша, ещё в 1970 году. Тогда сама Пушкина стала настоящим домашним доктором для своей … собаки.
“Это был дог по имени Султан. Зимой он весил 100 кг, летом – 99 кг. В длину он был 1,2 метра. Его привезли из Ленинграда мой муж Виктор и дочка Оксана, они хотели сделать мне сюрприз, – смеется Светлана Пушкина. – Сделали, я была в ужасе, но, уважая любовь моих близких к собаке, все 10 лет, что он у нас жил, я гуляла с ним, поила, кормила и лечила.
У Султана был рахит. Чтобы вылечить пса, нужно было давать ему в день не по одной таблетке три раза в день, а по 20 штук. Как заставить эту огромную собаку, которую соседние ребятишки называли телёночком, проглотить лекарство?
“Я покупала ливерную колбасу, резала на части, в каждую из них запихивала по таблетке. Он съедал ливерную колбасу. А таблеток из 20 штук 6-7 оставалось. Но я его все-таки вылечила! – отметила журналистка. – Однажды профессор Зимин из Академии наук, которые занимался норками, увидел меня с Султаном и даже поинтересовался, чем я его кормлю, почему у него так блестит шерсть”.
Светлана Андреевна, конечно, поделилась с ним рецептом такой собачьей красоты. Перед тем, как приступить к лечению собаки, Пушкина переписывалась со специалистами Московской ветеринарной академии. Основательный подход у неё к любому делу.
“Я знала о собаках буквально все. Султан всегда был в строгом ошейнике, он никогда не лаял, из магазина нёс в пасти сумку с продуктами. Наш королевский дог ел только из белой миски, пил только проточную воду. А в нашей небольшой квартирке великолепно умел ходить задом, так как иначе ему было не перейти из одной комнаты в другую, а из кухни и подавно. Каждый день Оксана мыла пол вечером, а я утром, так как шерсть его кололась ужасно. И чистота у нас была всегда идеальная”, – рассказала Светлана Андреевна.
“Это иллюзия, от которой я очень долго избавлялась”
Светлана Андреевна внимательно следит за тем, что и как делают коллеги в разных СМИ. Она говорит, что не решилась бы сравнивать то, как работали они в начале 60-х, и нынешняя молодежь.
“То, что раньше было лучше, – это иллюзия, от которой я очень долго избавлялась, – признаётся Пушкина. – Могу лишь сказать, что время поменялось. И категоричные претензии я не могу сегодня никому предъявлять. За исключением того, что, не выговаривая 33 буквы, нельзя идти на телевидение, нельзя выходить в эфир”.
“Добро и зло всегда возвращаются”
Светлана Андреевна всегда поражает своих коллег и жителей республики, которые свободно обращаются к ней с просьбами по телефону редакции и даже в троллейбусе, магазине или аптеке, тому, что она принимают чужую боль как свою собственную и обязательно стремится помочь.
Такой сердечности, отзывчивости и умению расположить к себе людей она научилась у своих родителей Антонины Михайловны и Андрея Михайловича. Папа, помимо журналистской сферы, работал и в финансовом секторе, был даже директором банка, а мама сначала была медсестрой, а последние 25 лет работала заведующей ЗАГСа.
“Зависть и злость были чужды моим родителям. Это усвоили и мы, дети. Добро и зло всегда вернутся. Если не тебе, то твоим потомкам точно! – говорит Светлана Андреевна. – И ещё никогда нельзя разрешать настроению руководить твоими поступками”.
Сохранять душевное равновесие непросто, признается журналистка. Все зависит от времени, в котором живешь. Она отмечает, что за 80 лет время очень поменялось.
“Сейчас оно тягучее, неопределенное. Человек всё время в чём-то разочаровывается: в людях, в работе или в её отсутствии, – рассуждает Светлана Пушкина. – Это разочарование не сбросишь просто так, чтобы ты проснулся завтра и нет больше его, разочарования этого. Требуется много душевных затрат, чтобы ты сам себя восстановил в этом мире”.
Поэтому она уже 11 лет делает программу “Открытая дверь” о людях, которые сумели преодолеть эти разочарования. Светлана Пушкина знакомит зрителей с такими героями, которые научились ориентироваться в ходе времени, оставаться собой и не терять свои принципы.
“Чуть-чуть шагнешь влево, вправо, потом начнёшь себе прощать, себе объяснять что-то, а потом потеряешься”, – говорит Светлана Андреевна.
“Потрудитесь! Вы все в этой жизни имели шанс”
На вопрос о том, что лично её восстанавливает после разочарований, стрессов, она отвечает, что желание быть интересной людям, которые рядом с ней.
“Пусть это будут друзья, посторонние, дочь, внук, правнучка. Я должна быть интересной им как можно дольше. В этом моё счастье. Это меня держит. Это стоит колоссального труда, – признается легенда карельской журналистики. – Чтобы измениться самому и поменять отношение к тому, что происходит вокруг, нужно трудиться. Потрудитесь! Вы все в этой жизни имели шанс. Вы его не использовали или не увидели, потому что не стремились это сделать”.
Светлана Андреевна говорит, что близкие люди – это главный источник вдохновения и сил для реализации всего задуманного. И главные комплименты в своей жизни она слышала от своей дочери Оксаны. И, конечно же, от внука Артёма.
Светлана Пушкина и внук Артём
“Когда Тёма объясняет мне очередную функцию в айфоне, и я, чтобы её освоить, начинаю его дотошно расспрашивать, он говорит:” Не тупи! Ты можешь всё! Ты талантлива!», – с улыбкой рассказывает Светлана Пушкина.
“Две звезды”
Когда люди отмечают солидные юбилеи, то нередко возникает ощущение завершённости чего-то, будто после значимой даты жизни больше не будет, словно человек сделал всё, на что был способен. С Пушкиной всё по-другому! Она по-прежнему строит планы, большая часть из которых касается работы и общественной деятельности.
12 лет я являюсь членом Попечительского совета Фонда Кончезерского храма. Его возглавляет Олег Иванов, мой коллега по работе на телеканале “Ника Плюс”. С 2007 года возрождаем эту удивительную церковь в Кончезере на частные пожертвования и средства от благотворительных концертов. Все члены Фонда работают на общественных началах. Эту работу я обязательно буду продолжать, – сказала Светлана Андреевна.
А ещё Светлана Пушкина мечтает о том, чтобы вырастить правнучку, в характере которой видит очень много своего. Дочь, внук, его семья – это для неё главная звёздочка, на которую она ориентируется.
с дочерью Оксаной
Моя вторая звезда и ещё один важный ориентир в жизни – люди, которые живут в этом городе. Благодарю горожан за то, что в 2018 году мне присвоили звание “Почетного гражданина г.Петрозаводска”. Для меня важно, что жители ко мне обращаются. Ведь если к тебе больше не тянутся, то всё, ты – сбитый летчик”.
P.S.: Наша республика готовится отметить свой 100-летний юбилей. К этой дате власти приурочили и новый проект “100 символов Карелии”. Он о значимых событиях, местах и людях, которые вошли в историю нашего края. Лично для меня как для жителя республики и журналиста одним из таких символов является Светлана Андреевна Пушкина.
Фото из личного архива Светланы Пушкиной