Фото Игоря Подгорного
Скандальный монумент на площади Гагарина в Петрозаводске отправился на покой. Портал «Карелия.Ньюс» вспоминает судьбу объекта, тех, кто его открывал и рассказывает о том, что будет дальше.
Эпоха кусочка Лондона в центре Петрозаводска подошла к концу. Вчера, 28 января, башня скандального монумента, установленного в 2013 году на площади Гагарина и прозванного за далекое сходство с символом Британии Биг-Беном, отправилась на ответственное хранение на склады предприятия «Городской транспорт».
Прекрасное видео демонтажа конструкции с помощью квадрокоптера снял наш коллега фотограф Игорь Подгорный. С его разрешения публикуем ролик:
Один умер, другой попал в розыск
Напомним, что башня простояла на этом месте с июня 2013 года, то есть пять с половиной лет. За это время много воды утекло.
Открывал башню в рамках своей предвыборной кампании теперь уже покойный экс-мэр Петрозаводска Николай Левин. Биг-Бен в итоге ему не помог, он проиграл те выборы. Позже Николай Левин возглавил Пенсионный фонд Карелии. А в 2018 году трагически скончался в Москве.
Подарена башня была «великим человеком», так назвал его тогда Левин, бывшим боксером, предпринимателем, а потом чиновником Эдуардом Чирко, главой на тот момент Колтушского сельского поселения в Ленобласти.
Эдуард Чирко и Николай Левин
Сам Чирко в этом же году попал под уголовное дело, а в августе 2013 года был объявлен в федеральный розыск. Он лишился должности главы и потом чудом не угодил за решетку, избежав наказания лишь потому, что истек срок исковой давности дела. При этом в сентябре 2018 года Чирко вернулся на должность главы Колтушского поселения, выиграв выборы.
Среди защитников Биг-Бена был и председатель Петросовета Олег Фокин, который тогда возглавлял штаб Левина. Позже Фокин переметнулся на сторону нового мэра Галины Ширшиной. А в 2015 году был задержан по подозрению в мошенничестве. Он, кстати, давал показания и по делу бизнесмена Алиханова, который, признанный невиновным Европейским судом, а потом оправданный и вновь признанный виновным Верховным судом России, все еще никак не может выйти на свободу (выйдет летом 2019 года). Фокин в итоге чудом избежал реального срока, получив условный и штраф. Позже он и вовсе уехал из Карелии, по нашим данным, в Санкт-Петербург, и сейчас здесь себя никак не проявляет.
Глумление над городом
Не заладилась судьба и у самого монумента. Появление Биг-Бена изначально не поддерживали самые известные архитекторы Петрозаводска – Вячеслав Орфинский и Елена Ициксон. Именно они с группой других неравнодушных граждан подали иск в суд, требуя снести строение.
Вячеслав Орфинский отказался пожать руку Николаю Левину на открытии монумента. Фото Натальи Мешковой (Лицей)
Основной аргумент архитекторов – на площади Гагарина может быть только одна доминанта – шпиль вокзала. Появление другой доминанты разрушает идею неоклассицистической площади, главные элементы которой — сам вокзал, его шпиль, проходящая от шпиля по центру площади ось и два полукруглых здания на проспекте Ленина. Истцы и эксперты привели массу примеров, почему никаких иных высотных акцентов на площади быть не должно и даже никогда за всю историю самой площади не было.
Центр города могла организовать только сильная ось. И вот вы эту ось губите. Это азы архитектуры: рядом с вертикалью, которая должна безусловно доминировать, ставят спорный, не удовлетворяющий никаким нормам объект. Это глумление над городом и его жителями, — сказал тогда Орфинский.
28 августа 2015 году Петрозаводский суд услышал архитекторов и принял беспрецедентное решение – снести стелу на площади Гагарина. Началась другая эпоха короткой жизни Биг-Бена. Эпоха его сноса.
Фото “Республика”
Мэром Петрозаводска на тот момент была Галина Ширшина, которая, к слову, поддерживала идею сноса. Правда, снести объект она не успела. Снесли в конце 2015 года с должности градоначальницы саму Ширшину.
Среди тех, кто ее сносил, была тогда заместитель руководителя аппарата Петросовета Ирина Мирошник, ставшая в итоге после отмены прямых выборов главой города. Мирошник также поддерживала решение о сносе. Однако главная проблема оказалась в том, что Биг-Бен, как выяснилось, оказался бесхозным, то есть городу он не принадлежал.
А принадлежал компании «Мир камня», той самой, которая на деньги Эдуарда Чирко (объект обошелся в 12 млн рублей) его устанавливала. Ясное дело, что Чирко был против сноса, а позже и вовсе грозил вывезти Биг-Бен вместе со скамейками и тротуарной плиткой. Впрочем, решение суда он так и не исполнил. И никак себя не проявил. Не смогли исполнить решение суда и судебные приставы.
Ирина Мирошник около Биг-Бена. Фото Республика
Другая сложность – кто выделит деньги за снос Биг-Бена. Желающих не было. Ирина Мирошник неоднократно заявляла, что монумент снесут за счет спонсоров в лице строительных организаций. Но разговоры оставались разговорами.
В 2018 году появился еще один прекрасный повод снести скандальное строение. Специалисты обнаружили на нем трещины и пришли к выводу, что памятник представляет опасность для граждан. По всей видимости, именно это позволило ускорить процедуру исполнения решения суда.
И вот 28 января 2019 года произошло эпохальное событие. Площади Гагарина была очищена от инородного элемента.
Фото Игоря Подгорного
Архитектор Вячеслав Орфинский назвал это решение нашим коллегам с сайта «Руна» очень важным событием в жизни города, симптомом его выздоровления.
— Все входит в свое русло, Петрозаводск становится цивилизованным городом! То, что властям города не удавалось сделать в течение нескольких лет, все-таки сделали: выполнили закон. По-моему, блестяще! Это симптом выздоровления Петрозаводска. Я рад, еще бы! Сколько нервов было попорчено. Совсем недавно на меня бы это произвело ошеломляющий эффект, как чудо, – эмоционально сказал академик архитектуры.
Фото Игоря Подгорного
Что дальше?
Итак, Биг-Бен уехал на хранение на предприятие «Городской транспорт». По всей видимости, на неопределенный срок. При этом на него претендовали немало организаций, даже, по нашим данным, Республиканская больница. Однако, по словам главы города Ирины Мирошник, решение увести монумент на склад связано с тем, что городу оно не принадлежит, а принадлежит все тому же Эдуарду Чирко, который в любой момент может приехать за своим имуществом.
Сейчас на площади Гагарина будут проведены работы по обеспечению безопасности территории. Подземная часть монумента осталась на месте – а это, между прочим, немаленький котлован.
Продолжением работ мы займемся весной. Тогда же на этом месте появится какая-нибудь ландшафтная композиция. В любом случае, никак высоких памятников здесь больше не будет. Деньги на композицию готовы выделить спонсоры, – рассказала порталу «Карелия.Ньюс» Ирина Мирошник. – Никаких серьезных проектов, которые разрабатывались для этого места в прошлые годы, мы пока себе позволить не можем. Возможно, к 100-летию Карелии, то есть в 2020 году, какая-то инсталяция здесь и появится. Надо будет еще раз с архитектурным сообществом поговорить и встретиться.
Напомним, что еще в 2017 году в мэрии Петрозаводска подвели итоги конкурса на лучший эскизный проект благоустройства площади Гагарина. Из 14 проектов победителем конкурса стал проект Александра Кима и Алексея Скрипицына.
В основе композиции – тема космоса, так как площадь носит имя первого космонавта Юрия Гагарина. Ожидалось, что орбиты планет будут выполнены из полированных латунных полос, вмонтированных в гранитную поверхность покрытия площади. Символы космоса, лесов, камня и водопадов Карелии присутствуют во всей композиции центральной привокзальной площади.
Центральная часть композиции – шар Солнце с водопадами и устремленными ввысь стилизованными рыбами. Скульптурную композицию предлагалось выполнить высотой 2,50 метров.
От редакции добавим, что многие горожане спокойно принимали факт появления на площади Гагарина Биг-Бена. Кому-то он даже нравился. Многие не понимали, зачем нужны все эти суды и протесты, дескать, других проблем в городе что ли нет.
Согласимся, есть в этом памятнике свое обаяние, вероятно, он хорошо бы смотрелся где-то в другом месте. Тем не менее, принципиально важно здесь другое. Биг-Бен появился вопреки мнению архитектурного сообщества, горожан, вопреки самой идеи площади, придуманной нашими предками. Он появился как предвыборный элемент провалившейся в итоге кампании. Более того, как бесхозный элемент, установленный не по закону, а «по хотелке» бывшего мэра и бывшего боксера. Решение это было непродуманным, спешным, оттого и итог его печален. Именно поэтому так важно было снести Биг-Бен – чтобы власти всех уровней понимали, что нельзя принимать необдуманные решения.
Снос Биг-Бена важен еще и тем, что исполнено одно из двух набивших оскомину судебных решений в Петрозаводске. Второе – снос пристройки «Невский пассаж» к зданию на проспекте А.Невского – все еще ждет реализации. Впрочем, здесь все, вероятно, будет куда сложнее.