Нашла тебя, дед! Тайна гибели героя «незнаменитой войны» раскрылась спустя 78 лет

Фото из семейного архива

30 ноября 1939 года началась советско-финская война, унесшая тысячи жизней наших земляков. Сегодняшняя щемящая душу история – об одном из героев той “незнаменитой”, как ее назвал поэт, войны…

Своего деда Виктора Симукова петрозаводчанка Светлана Анашкина знала по фотографиям в красноармейской форме, редким письмам, бережно хранимым бабушкой и статьям в газетах, которые писали о нем журналисты.

Когда Виктор Симуков ездил за рулем “ЗИС-5” с бензиновым двигателем, даже придумал для машины подрессорный усилитель: чтобы брала больше груза. За могучую силу его прозвали “грозой Карелии”. Симуков один мог закинуть в кузов зисовское колесо – обычно для этого требовалось трое.

Еще школьницей Светлана удивлялась: как это был человек, да еще такой богатырь – и сгинул. И ни место гибели его не известно, ни место захоронения.

Фото из семейного архива. Виктор Симуков – слева

Из рассказов своего отца, Леонида Викторовича Симукова, Светлана знала, что ее дед вместе с более чем двадцатью молодыми мужчинами из поселка За северным семафором (официальное название жилого микрорайона из пяти двухэтажных деревянных домов, в которых до войны жили работники «Карелавто», позже преобразованного в автоколонну 1123) служил в спешно сформированной накануне финской войны в Петрозаводске 18-й стрелковой дивизии.



Шофер в те годы считался редкой профессией. Водителям выдавались кожаные куртки и перчатки – краги. Их быстро переобучили на танкистов.

Служил Виктор Симуков в 381-ом отдельном танковом батальоне, был командиром танка, затем отделения.

В ту зиму стояли сильные, до сорока градусов, морозы, случалось, птицы падали на лету, – вспоминает 84-летний Леонид Симуков.

Дивизия почти полностью полегла в феврале 1940-го в Долине Смерти между Колатсельгой и Питкярантой. Из 20 солдат домой в Северный семафор повезло вернуться только Ване Ваганову.

Фото из семейного архива. Виктор Симуков – во втором ряду слева

Леонид Викторович Симуков вспоминает, как вернувшийся с фронта Ваганов рассказывал:

Когда дали приказ отступать, финны думали, что красноармейцы идут в наступление, так как танки шли с повернутыми назад стволами пушек.

Отец Светланы и сейчас помнит, какой плач стоял на улице, когда в дома стали приходить похоронки. Пришла недобрая весть и в дом Симуковых.

Казенный документ гласил, что командир танкового отделения Виктор Симуков пал смертью храбрых в Долине Смерти за Колатсельгой. Там же сложил голову и его брат Александр, вместе с которым они ушли на фронт.

Фото из семейного архива

Больше родные не знали о них ничего. И только танк напротив дома бабушки Светланы на Первомайском проспекте, в котором она жила в коммуналке (в отреставрированном здании сейчас находится Издательский дом “Петропресс”), напоминал о погибших танкистах. Бабушка, Юлия Алексеевна, так всем и говорила то ли с горечью, то ли с благодарностью: «Словно специально монумент под нашими окнами поставили. На память»…

И вот год назад карельская земля раскрыла, наконец,  хранимую десятилетиями страшную тайну войны.

Не передать мои чувства, когда через сайт «Мемориал» этим летом мы разыскали, наконец, место захоронения деда и его младшего брата в Питкярантском районе у дороги Питкяранта-Суоярви, – рассказала порталу «Карелия.Ньюс» Светлана Анашкина.

Фото из семейного архива

На встречу с дедом, красноармейцем Виктором Симуковым, в этом ноябре Светлана отправилась со своим мужем Андреем. Светлана вспоминает, что калитку находящейся за невысоким забором Братской могилы оба они переступали с трепетом, как будто боялись нарушить чей-то вечный сон.

Убрали пожухлую траву, оставили живые цветы и конфеты на плите, под которой вместе со Светланиным дедом-красноармейцем покоятся еще 63 героя.

Будущим летом на Братскую могилу в лесу Светлана хочет привезти своего отца – только бы здоровье не подвело. Когда в 1939-м красноармеец Виктор Симуков уходил на войну, сыну Леньке было всего четыре года.

Фото из семейного архива

Светлана с мужем считают, что было бы справедливо открыть в Петрозаводске музей «зимней войны» и установить памятник погибшим на ней солдатам. Сделать это можно было к марту 2020 года – 80-летней годовщине окончания «зимней войны».

В свое время, рассказывал мне отец, когда еще были живы редкие оставшиеся целыми бойцы погибшей дивизии, сформированной исключительно из жителей Петрозаводска и районов Карелии, они и их родственники хлопотали об увековечении памяти солдат той “незнаменитой войны”. Но власти, вначале вроде шедшие навстречу, рассудили иначе. Видно, стыдились, какой ценой далась нам победа в ней. Подсчитано: каждый ее день уносил более тысячи жизней советских солдат, – с горечью вздохнула Светлана.

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять