«Он сам на нас вышел». Солдат вернулся с войны спустя 77 лет

Словно игрушечный, обтянутый алой материей деревянный ящик – все, что осталось от 37-летнего алтайского солдата, в 1941-м положившего свою голову за освобождение Карелии.

Внучка солдата Ивана Овсянникова Валентина Ворончихина бережно держит в руках бесценный груз, врученный ей ругозерскими поисковиками, и, похоже, до конца не верит, что это не сон.

Драматическую историю своего деда Ивана Тимофеевича Овсянникова Валентина с детства знает со слов своей бабушки Клавдии Михайловны Овсянниковой.

В августе 1941 года Иван Овсянников ушел на фронт, оставив дома жену, троих маленьких детей и полуслепую тещу. А спустя всего месяц семья получила известие: «Пропал без вести».

Я очень часто думала о деде. Не хотела мириться, что был человек, родной – и нет его, исчез в одночасье, даже фотографии от него не осталось, – рассказала порталу «Карелия.Ньюс» внучка героя Валентина Ворончихина.

Первый звоночек «оттуда» прозвучал в 1980-х. Будучи по делам в военкомате, от его сотрудников Валентина неожиданно узнала, что дедушка не пропал без вести, как утверждалось в том документе, а погиб 7 сентября 1941 года у села Ругозеро, где Сибирский батальон вел неравный бой с частями элитной 14-й дивизии финнов. Из 400 бойцов в живых тогда осталось всего несколько.



Из этого окопа поисковики подняли красноармейца Овсянникова. Фото Веры Уразовой

Где Алтайский край и где Карелия? По прямой – больше 3 тысяч километров. Да, и где его искать, убитого в чужом краю красноармейца Ивана Овсянникова?

Первая радость от открытия сменилась незатихающей тревогой. Но уж если разбередили память войны – отступать некуда.

20 солдат Сибирского батальона, погибшего в 1941-м в боях за карельское Ругозеро – уроженцы села Дмитро-Титово Кытмановского района Алтайского края, в котором живет и ежегодно устраивает Дни памяти героев школьный библиотекарь Валентина Ворончихина.

Поэтому в этом августе именно Валентине позвонила из Барнаула командир Алтайского краевого поискового отряда «Высота» Татьяна Нетбайло и рассказала, что под Ругозером карельские поисковики нашли останки солдата Сибирского батальона, не осталось ли у него родственников в селе, где живет Валентина?

Фото: “Комсомольская правда”-Барнаул

Валентину аж в дрожь кинуло, когда в следующую минуту она услышала имя из солдатского медальона: Иван Тимофеевич Овсянников.

Это было так неожиданно! И было чувство, что дедушка не в 41-м погиб, я его сейчас потеряла, именно в эти минуты, – делится пережитыми чувствами внучка.

Фото из архива Алтайского краевого поискового отряда “Высота”

Как стало известно, останки солдата муезерские поисковики подняли из старого финского окопа под Ругозеро 3 августа. Рядом с ними лежал медальон, который еще называют «паспортом на тот свет». Из суеверия не все солдаты заполняли записку. Иван Овсянников заполнил. И медальон спустя 77 лет забвения стал для него «паспортом на этот».

Это ли не мистика! Несколькими месяцами раньше, в мае, в Барнауле прошла презентация документального фильма Веры Уразовой «Высота» об алтайских и карельских поисковиках, возвращающих из небытия воевавших в Карелии солдат Сибирского батальона.

В финале фильма школьный библиотекарь Валентина Ворончихина с дрожью в голосе делится своей мечтой побывать в Карелии на месте гибели своего деда.

На месте гибели деда-героя Валентина Ворончихина и ругозерский поисковик Сергей Александров, нашедший медальон. Фото Веры Уразовой

Дедушка меня услышал! Он сам на нас вышел! – воскликнет она в этом августе, узнав, что на месте боя был найден медальон деда.

И это тоже чудо. Ведь, по поисковой практике, медальоны часто находят пустые, а этот оказался с запиской. К тому же редкая находка в этом августе случилась впервые за 30 лет поиска солдат Сибирского батальона в карельской земле.

В Ругозере на месте гибели деда Валентина побывала в октябре вместе с режиссером фильма о батальоне Верой Уразовой. Местные поисковики отвезли их на место последнего боя деда-красноармейца, где среди белоснежных берез в глубоком окопе он пролежал без малого 77 лет.

С бесценным грузом и чувством исполненного долга спустя несколько суток Валентина Ворончихина вернулась в родное алтайское село, где все уже было готово к встрече ее деда-героя-красноармейца.

Со всеми почестями Иван Овсянников был захоронен на сельском кладбище в одной оградке вместе со своей дочерью Зинаидой, которой было всего 3 года, когда отец ушел на фронт. И которого она ждала, но так и не дождалась, всю жизнь.

Теперь навсегда рядом с дочкой. Фото “Комсомольская правда”

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять