Фото Сергея Соловьева
12 октября в Москве умер бывший мэр Петрозаводска Николай Левин. Не после болезни, а почти мгновенно. Оторвался тромб в аэропорту. Новость шокирующая, новость страшная. Его знали все. Все в Карелии. Он был наш, он был свой, беломорский. Он сумел сделать хорошую карьеру и при этом остаться добродушным, обаятельным выходцем из народа. Он действительно был какой-то уютный, почти родной, наш карельский, никакой не варяг. Потому и новость о его смерти тяжелая.
И все же я читаю некрологи и записи в соцсетях про смерть Николая Левина и не понимаю. Не понимаю, зачем писать неправду.
Говорят, что о покойных либо хорошо, либо никак. Но все же этот человек руководил городом, Заксобранием, Пенсионным фондом. Он определял, получается, качество нашей с вами жизни, моей в том числе. И потому я хочу быть объективным.
Я много лет отвечал в СМИ, где работал, за политику и серьезные темы. А на заре журналисткой юности даже писал о деятельности Заксобрания, которое возглавлял Николай Левин, а потом готовил предвыборные заметки и материалы кандидата в мэры Николая Левина в 2009 году. В общем, видел, как строилась карьера Николая Ивановича и, мне кажется, имею право высказаться. Я верил тогда ему. Мне казалось, что он молодец, что он хороший управленец, что он работает на людей и реально сделает немало для моего Петрозаводска, а значит, и для меня. Наивно полагал.
И дело даже не в провальных обещаниях, которые он тогда давал. У меня ведь до сих пор сохранились предвыборные буклеты, где он такой стройный шагает в будущее Петрозаводска и обещает много чего. Без улыбки их сейчас читать нельзя. Практически ничего не сделано даже сейчас.
Из предвыборных буклетов 2009 года
Но ведь он тогда многих сумел убедить. Меня в том числе. Помню, что как журналист ходил вместе с ним по рынкам города, где он рассказывал пенсионерам про социальную карту и бесплатный проезд для пенсионеров, про доступные рынки в каждом районе, про то, как город расцветет, если выбрать его.
Позже стало понятно, что Николай Иванович до мозга костей человек системы. Никакой не независимый управленец, не хозяйственник, не депутат, который ставит интересы граждан и города выше всего остального, а просто человек системы. Он до конца жизни работал на государственную машину, на курс власти, каким бы ошибочным он не был.
Есть такой термин – конъюнктурщик, то есть человек, который приспосабливается под систему, не отстаивает свои принципы, а действует в рамках сложившихся обстоятельств. Таким и был, как мне кажется, Николай Иванович. Он отрабатывал, а система не забывала про него.
О том, что Левин был человеком политической команды, а не народным избранником, и не мог ослушаться начальства, косвенно подтверждают и его бывшие коллеги. Экс-депутат Заксобрания Валерий Тольский так и написал в некрологе на своей странице: «как член команды С. Катанандова он не мог отказаться от перехода на пост мэра Петрозаводска, но уходил очень неохотно». Сама постановка вопроса, что народный независимый депутат не смог отказаться переходить на выборную так-то должность мэра, вызывает удивление. А то, что против своей воли – поражает. В общем, это очень яркая характеристика, как мне кажется.
Фото Петрозаводск говорит
Иными словами: партия сказала – делай. И Левин делал. Партия, начальство, но не народ. Хорошо, если мнение партии совпадало с его мнением или мнением людей. Плохо, если не совпадало. Но Левин мнение людей и даже свое, если судить по действиям, ставил на второе место после мнения партии.
В случае с походом в мэры все понимали: для него это плохой вариант. В Заксобрании он был уважаемым и гармоничным спикером. И это действительно так. Но приказ есть приказ. Надо признать, что его исполнением он фактически уничтожил свою репутацию.
Полагаю, что именно мэрство подкосило не только его карьеру, но и здоровье. Он осунулся, похудел, постарел. В мэрии тогда были непростые времена.
Городом фактически рулил Девлет Алиханов. Не открыто, через своих людей – команду заместителя мэра Евгения Журавлева и других граждан, оказавшихся потом за решеткой. Левин же получил обидное прозвище «свадебного генерала». Он перерезал ленточки на открытии объектов, вручал ключи от новых машин, участвовал в концертах и праздниках.
Николай Левин вручает ключи от снегоуборочной техники
Но все понимали: главные решения принимает не он. Может быть, потому и пощадила его потом карательная машина, и он каким-то чудом избежал наказания в громкой истории с задержаниями команды, которая делала дела в возглавляемой им мэрии.
Даже попытки после этой истории изменить отношение к себе, как к руководителю, уже перед вторыми его выборами мэра в 2013 году, не помогли. В то время ведь очень много всего в городе было сделано. Дороги в порядок привели, улицу Чапаева заново отстроили, прибрали город. Даже дурацкий Биг-Бен бесплатно поставили. А все равно не поверили люди.
Можно сколь угодно говорить о коварстве и хитрости команды Василия Попова, которая обошла его в гонке, но я полагаю, что это не никому тогда неизвестная Галина Ширшина выиграла выборы, а Левин их проиграл. Не хватило авторитета и поддержки. Как тогда многие шутили: горожане проголосовали бы даже за кота уличного, только бы не за Левина. Многие помнят и неуважительное отношение к нему со стороны команды экс-главы Александра Худилайнена, которая только в последний момент сняла с гонки своего кандидата летчика Макаревича.
Николай Левин был прекрасный добродушный человек. Отчасти даже мягкий, не зря ведь весь город звал его «пельменем». При этом, как я думаю, он был плохим управленцем, не умеющим отстаивать свое мнение и интересы граждан. Безропотно принимающий любые благоглупости сверху.
Вот и последняя его карьерная веха доказывает это. Возглавляя Пенсионный фонд, он активно продвигал антинародную реформу по увеличению пенсионного возраста. Аргумент о том, что многие просто не доживут до пенсии, Левин считал необоснованным, о чем еще несколько месяцев назад заявлял на пресс-конференции. По словам Левина, продолжительность жизни после выхода на пенсию у женщин составляет 30,5 лет, у мужчин – 18,9 лет.
Я не верю в то, что он не понимал, что вся эта пенсионная авантюра – преступление против людей. Я не верю, что он не понимал, что кража пенсионных накоплений граждан, которая тоже уже случилась, не преступление. Конечно, понимал. Но он был советский конъюнктурщик, а потому не смотрел на такие мелочи. А потому он делал свое дело, вместе с государством дурачил людей и обещал золотые горы.
Несколько лет назад на одном из островов Белого моря в Беломорском районе вместе с сыном Николай Левин построил прекрасный большой гостевой дом. В интервью он не раз говорил, что планирует отдыхать в нем на пенсии. Ирония судьбы – до реальной пенсии Николай Иванович не дожил. Ему было 59 лет…
Прощание с Николаем Ивановичем пройдет 16 октября в траурном зале на ул. Вольной 4 с 11:30 до 13:00.