Неожиданное признание оставил в социальной сети мастер из Воронежа Александр Ивченко, чья работа «Танки идут» заняла второе место в номинации «По следам войны» на недавно завершившемся в Лахденпохье международном конкурсе деревянных скульптур.
За эти скалы воевал мой дед 80 лет назад. Здесь и останется самая выстраданная моя работа – “Танки идут”. Все четыре дня пилил со слезами. Благо, удобно отмазываться – якобы опилки в глаза летят. Даже не знаю, дотечет ли хоть одна десятая моих слез до зрителей, но я отработал очень честно.
Мы не смогли удержаться, нашли в социальной сети автора этого трогательного поста и расспросили его о конкурсной работе.
Александр рассказал, что вырос на самом севере Иркутской области, в селе Ербогачён, в тайге, где морозы за минус 55. Там все из дерева. И, как следствие – приходится уметь с ним работать.
По образованию он филолог, учитель русского языка и литературы. Весомая часть жизни Александра – 15 лет – была связана с телевидением. Но последние полтора года он кардинально сменил профессию – занялся парковой скульптурой, резьбой бензопилой.
Сюжет конкурсной работы мастер взял из реальной жизни. Он рассказал, что его дед, солдат войны Игнат Федорович Елфимов, умер, когда внуку было 4 года. Понятно, что поговорить с дедом он не успел.
На финскую дед ушел солдатом-срочником. В 41-м на фронт попал уже обстрелянным. Потом – Харьковское кольцо, окружение, ранение, плен. Рурские Рудники, Бухенвальд, несостоявшийся расстрел. И снова – строевая часть, винтовка в руках.
У Игната Елфимова было 9 детей. Шестеро родились до войны, трое – уже после.
О войне говорить не любил. 9 мая гнал самогон, садился за стол, пил и весь день плакал.
– Идея конкурсной работы, рассказал внук героя – из самой темы фестиваля. В положении прозвучала строчка: “Ужасы войны”. Какой самый страшный ужас? Смерть? Рукопашная? Потеря друзей? Все это очень страшно, но через все это воевавший человек рано или поздно начинает перешагивать.
Но даже если самый отважный воин представит, как на его семью идут танки – поверьте, он испугается. Испугается так, как не может бояться за себя. Поэтому самый главный ужас, на мой взгляд, это когда война докатывается до детей.
А второй ужас войны – это забвение. Когда война становится войнушкой, игрой. Когда в танки рубятся уже не только дети, а полстраны – танковые командиры за компьютерами. Когда про войну снимают комедии. И тогда все повторяется.
Вот это Александр и попытался высказать. А дальше – характеры рождались прямо на площадке. Девочка, которой очень страшно, но которая все же старается защитить, укрыть своего безногого зайку. Ее брат, который плачет, но идет с палкой на танк…
Александр поделился, что эмоционально эти дети дались очень непросто. Ведь это не пять минут на них посмотреть. Это – в чем-то стать ими. Изнутри почувствовать этот детский страх.
То есть, все четыре дня танки шли практически на меня. Если хотя бы часть пережитого дойдет до зрителей – работал не зря, – заключает он.
Работы конкурсантов остаются на горе Филин при музее в Лахденпохском районе. Так что все желающие могут их посмотреть.
К слову, у себя, в Воронеже, журналисты уже прозвали Александра Ивченко полным кавалером орденов бензопильной славы. К настоящему моменту он завоевал все возможные награды по парковой скульптуре в России, главная из которых – гран-при в Первом Национальном Чемпионате по парковой скульптуре на Байкале.
У мастера свой канал на Ютуб, и это – еще одно увлечение творческого человека.