Второй день читатели звонят мне только с одним вопросом: что я думаю об обращении Путина по пенсионной реформе и когда напишу об этом. Я не знаю, что тут сказать. Эта реформа настолько абсурдна с позиций обычной человеческой логики, что слова не идут на ум.
Ну, давайте представим себе: большая патриархальная семья, где несколько поколений живут под одной крышей: дедушки-бабушки, прадедушки-прабабушки, взрослые сестры и браться со своими мужьями и женами, их дети, внуки и правнуки. И вот в один прекрасный день самый сильный мужчина, глава семьи, собирает всех за большим столом и говорит:
– Дорогая семья! Материальные дела наши никогда не были особо хороши, но в последние годы идут все хуже и хуже. У нас все меньше денег. Мы, взрослые мужчины, не можем заработать достаточно денег, чтоб содержать всех. Детей, которые могли бы нам помогать, мы не родили. Кроме того, нам надо еще ремонтировать дом, платить за его охрану и укрепление стен, кормить собак, которые его стерегут, заправлять и обслуживать наши автомобили и так далее. На все денег не хватает.
Поэтому (мне очень больно об этом говорить, и я прошу отнестись ко мне с пониманием) нам придется перестать кормить стариков – наших дорогих, любимых и уважаемых бабушек и дедушек! Это вынужденная мера, но если мы не перестанем их кормить, то скоро нам самим станет нечего есть. А чтобы им не было так обидно, и чтобы облегчить им переходный период, я думаю, мы временно разрешим им пользоваться электричеством и газом, ходить в наш туалет, ну и еще ездить в транспорте.
Дорогие наши бабушки и дедушки! Продолжительность вашей жизни (Черт вас возьми!) постоянно растет, а кушать вы хотите каждый день. Денег нет, но вы держитесь! Мы верим, что вы не помрете от голода. Может, сумеете где-то заработать копеечку. А может, добрые люди помогут… И пусть земля вам будет пухом!
Вот если бы вы стали свидетелем такой сцены – как бы вы ее комментировали?.. Какие слова нашли бы?..
Может, коль уж в семье сложилась такая ситуация, ужаться надо всем? Ну или хотя бы прекратить запредельное, выходящее за все представления о добре и зле, обогащение отдельных членов семьи?
Может, отцу семейства продать свой люксовый внедорожник и пересесть на что-нибудь попроще? Может, брату отца, полковнику МВД, распечатать свою кубышку, в которой лежат 10 миллиардов? А может, другому брату, виолончелисту, перестать вывозить семейные деньги в заграничные оффшоры? И попытаться как-то вернуть ранее вывезенные миллиарды?
Может, продать семейные заграничные виллы, замки и яхты за рубежом, вернуть детей-любимчиков из заграничных элитных школ и вузов? Или просто пресечь воровство на кухне – ведь большая часть еды вовсе не доходит до семейного стола, ее растаскивают все кому не лень?..
Наконец, может, мужчинам все-таки надо вспомнить о том, что они мужчины, и начать зарабатывать больше, чтобы кормить женщин, детей и стариков?..
Все это – за скобками пенсионной реформы. Этого как бы нет. Зато прозвучало жутковатое признание: «Демографический провал начала 90-х оказался сопоставим с 1943 и 1944 годами…». По сути, впервые власть признает, что реформы начала 90-х нанесли народу урон, сопоставимый с тем, что нанесла самая страшная война в истории страны. Неплохой информационный фон для начала новой реформы…
Один многомудрый товарищ спросил меня: «А чего ты, собственно ждал от этого обращения? Что «добрый царь» отменит затею «злых бояр»? Понятно же, что там, в верхах, все давно согласовано…»
…Когда-то я читал хрестоматийную историю из жизни одного из столпов индустриальной экономики Генри Форда – случай, вошедший во все учебники управления и бизнеса. На каком-то совещании обсуждался вопрос, что делать с одной некогда успешной, но обанкротившейся компанией. Выдвигались разные предложения, что в первую очередь надо сделать, чтобы ее оживить.
Генри Форд
Один менеджер предложил вложить 200 тысяч долларов, купить новое оборудование, повысить производительность. Другой предложил вложить 500 тысяч долларов, создать сеть представительств по всей стране и перейти к прямым продажам. Третий предложил вложить три миллиона и полностью перепрофилировать производство.
Но Форд отверг все варианты и сказал, что в первую очередь надо сделать три шага. Во-первых, провести всесторонний анализ причин, которые привели успешную компанию к банкротству. Во-вторых, исключить повторное возникновение этих причин. И, в-третьих, уволить весь менеджмент, который привел компанию к краху.
«Если этого не сделать, то вложи хоть сто миллионов – деньги улетят в ту же дыру, в которую улетели прошлые вложения», – сказал Форд.
Вот, честно, я хотел услышать нечто такое. Как получилось, что в богатейшей стране мира пенсионная система «трещит и разваливается»? Какие ошибки и просчеты к этому привели? Кто конкретно совершил эти ошибки? Какова будет судьба этих конкретных людей? Лишатся ли они своих высоких должностей? Или, может, хотя бы лишатся премии? Коль уж народ должен в очередной раз затянуть пояса, то хотелось бы, чтоб это было не напрасно. Чтобы новая реформа хотя бы исключила возможность повторения краха пенсионной системы в будущем…
Потому что если ничего не менять, то, сдается мне, пройдет пять лет – и мы опять услышим, что денег нет, пенсии платить нечем, бюджет «трещит», работающих все меньше, и нужна новая пенсионная реформа, которую нельзя откладывать…
Источник: страница Максима Тихонова в FaceBook