В поисках глубокой журналистики. Или о том, кто раскачивает лодку. Ответ главе Карелии

Вот тут говорят, что конфликт у главы Карелии с Союзом журналистов. Губернатор довольно резко в соцсетях высказался о действиях коллеги из карельского СМИ. Дескать, позицию главы забыли спросить в вопросе лекарственного обеспечения. Коллега резко ответила. А губернатор заявил, что нет у нас в Карелии профессиональной и глубокой журналистики. 

Ко мне, как к председателю Союза журналистов Карелии, обратились федеральные коллеги с просьбой прокомментировать высказывание главы. Я прокомментировал: профессиональная журналистика у нас есть, сказал, и она – это не то, что обязательно должно нравиться губернатору. И он, предположил я, возможно, путает ее с пропагандой. А вот профессиональных чиновников в Карелии у нас явно не хватает. Это я тоже сказал и, мне кажется, это правда. 

Артур Олегович решил ответить на странице Союза журналистов «В контакте». Он упрекнул меня в том, что я не в состоянии выразить свое мнение иначе как через федеральные СМИ. Написал, что он, вообще-то, открыт. И еще преподал урок журналистики по получению информации, написав, что «грамотный журналист подготовит официальный запрос в соответствии с законом о СМИ за подписью главного редактора. И получит официальный ответ». 

Потом уже коллеги написали о конфликте. Только нет конфликта. Есть просто разные представления о том, что такое журналистика и что такое пиар. Есть разные представления о том, как живет Карелия и ее жители. Разные представления о том, как подавать информацию. И уж точно разные представления о том, как работает продукт под названием СМИ. 

И вот здесь, я полагаю, глава республики и путает СМИ, которые работают за бюджет или дотации от власти и СМИ, которые живут за свой счет и каждый день варятся в информационном поле в погоне за аудиторией, чтобы потом продать ее рекламодателю. 



Зная немного местный рынок СМИ, могу предположить, что только СМИ, которое живет за бюджет, по крайней мере, в Карелии, сегодня может позволить себе не гнаться за трафиком, долго и тщательно прорабатывать темы, содержать серьезный штат, писать запросы и ждать их семь дней. Им не нужно гнать, у них нет для этого необходимости. Бюджет прокормит. Другой вопрос – а будет ли живущее за бюджет СМИ прорабатывать тему объективно? Сомневаюсь. 

Есть еще СМИ, которые работают на общественных началах. Они тоже могут себе позволить долгую проработку тем. Но у этих СМИ небольшая аудитория. Они работают для души, если так можно сказать. 

Остальные гонят. И это вопрос их выживания. Официальные запросы с ожиданием в семь дней – каменный век, если кто не в курсе. Тем СМИ, которые СМИ, а не пропаганда, ответ нужен здесь и сейчас, а лучше вчера. Потому что жизнь стала быстрой, потому что Интернет рулит, аудитория требует информацию быстро, и желательно поменьше «букав».

А все это бумагомарание с запросами ушло в прошлое. И вот мне кажется, что умная власть сделает все, чтобы максимально быстро донести до СМИ свою позицию – сразу, по телефону или при личной встрече. Иначе СМИ просто ее не даст эту позицию или напишет, что ему отказали или потребовали запрос.

Умная власть уважает СМИ, а не осуждает за критику себя. Умная власть благодарит СМИ за то, что они выявляют ее пороки. А главное – умная власть ценит и уважает аудиторию СМИ, то есть людей и старается не допускать конфликтов. 

Современные СМИ – это факты, это скорость. Если льготники не могут получить положенные им по закону лекарства, жизненно важные лекарства, журналисты пишут об этом – лекарств нет в аптеках, факт и нарушение закона налицо. Они не начинают писать глубокий материал на три страницы. Задача журналиста в этой ситуации – оперативно рассказать о факте, а только потом получить комментарий власти. Потом, а не до. Потому что СМИ за людей, а власть как бы за людей, а на самом деле за себя.

Задача власти и СМИ, которые на них работают, смею предположить – смягчить новость, не допустить накала ситуации, разрядить обстановку. Объяснить, наконец, убедительно, почему лекарств нет и что скоро они будут. Неважно, что по закону государство ОБЯЗАНО выделить людям эти лекарства сегодня, а не скоро. У этого СМИ другая задача – не дать информацию объективно, а не допустить конфликта и показать, какая молодец власть. 

Когда СМИ или граждане пишут, что в большом районе закрывается роддом, что это приведет к печальным последствиям, задача нормального СМИ встать на сторону людей. Потому что совершенно очевидно, что роддом в большом городе необходим, здесь не нужно особое мнение власти.

Власть же при этом говорит о том, что СМИ и эти люди раскачивают лодку. Какую лодку? Вашу? Если только вашу. Потому что нашу лодку давно и целенаправленно раскачивает сама власть.

И так раскачала, что из Карелии бегут, как в войну, тысячи людей. Мы вымираем, стремительно и беспощадно, статистика не врет. А нам все про раскачивание лодки, про глубокую журналистику и про важность позитивной повестки, которую СМИ не дают. 

Позитивная повестка – это когда роддом в районе не закрывают, а ремонтируют, когда дороги асфальтируют на годы вперед и капитально, а не ямочно на пару недель. Позитивная повестка – это когда к врачу можно попасть быстро и удобно и по месту жительства, а не ехать за 100 км в райцентр. И в школу пойти в своем же поселке, а не за 50 верст. И мы, СМИ, с радостью пишем, если что-то хорошее происходит. Равно как пишем и о тех событиях, которые не нравятся власти. Потому что мы зеркало жизни. Просто зеркало. 

Я вот внимательно читаю заметки главы Карелии «В контакте». Читаю и часто удивляюсь. Глава отчитывается, как решает проблемы с горячей водой в роддоме, как помогает матери больной девочки, как лично бегает с мусорным пакетом по горам Приладожья, как ловит щуку. Скоро, наверное, с какими-нибудь карельскими стерхами полетит.

Я не знаю, зачем он это делает, ведь, как мне кажется, он этими заметками себя дискредитирует как руководителя региона. Как человека – нет, а как главу – да. Это мое мнение, конечно. Его окружение, полагаю, говорит ему, что это круто – губернатор-блогер, что это близость-де к народу. Только не сомневаюсь, что придворные комментаторы и верноподданные – не та аудитория, на которую стоит ориентироваться. Они очень уж напоминают подданных короля из сказки про его новое платье. 

По мне так такие блоги – показатель беспомощности всей чиновничьей прослойки между главой и людьми. Воду в роддом должна дать управляющая компания после пинка чиновника из мэрии, мусор должны убирать дворники и коммунальщики, больным детям должна помогать государственная медицина, а не сайты по сбору средств или лично губернатор. 

Сообщать о том, где побывал глава республики и что он сделал, должна его пресс-служба и подконтрольные ему СМИ. А иначе, получается, что они проедают бюджет. На эти деньги можно было бы пару глубоких и профессиональных СМИ создать или хотя бы роддом не закрыть. 

А по поводу открытости, то она тоже бывает разная. От лица Союза журналистов Карелии я дважды выходил с инициативой провести неформальную встречу главы Карелии с представителями СМИ. Причем один раз публично на встрече, посвященной Дню печати. И поговорить на этой встрече как раз о журналистике, о блогах, о том, как власть и СМИ могут конструктивно взаимодействовать. Но ответа так и не было. Так что пока, видимо, придется через федеральные СМИ…

Евгений Белянчиков, председатель Союза журналистов Карелии (мнение может не совпадать с мнением членов Союза) 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять