Как реставраторы Кемь брали. Узнали, как проходит реставрация главного собора города

1 апреля 2018 года. Фото Александра Новикова

В Кеми с 2017 года продолжается реставрация двух главных достопримечательностей поморского города – Благовещенского и Успенского соборов. И если с первым, каменным, все с самого начала, что называется, заладилось – храм уже сейчас выглядит как новый – то со вторым, деревянным памятником, начались трудности. 

Деревянный Успенский собор взялась реставрировать компания «Готланд» из Санкт-Петербурга. Храм раскатали по бревнышку, перевезли на загородную площадку, стали «лечить» старинными инструментами и старинными методами и собирать заново  по картограмме, которую составили специалисты. Когда основа собора – четверики – была готовы, их снова раскатали и перевезли на родное место. 

Так выглядел Успенский храм до реставрации. Фото Сергея Потехина

31 октября 2017 года работы на объекте должны были завершиться. Время отчасти было потеряно из-за того, под собором нашли древнее кладбище: потребовалось вмешательство археологов. Свою «ложку дегтя» добавил некачественно залитый фундамент – бетон не набрал нужную прочность: пришлось ждать и терять драгоценное время. В общем, в первые дни 2018 года основная строительная площадка выглядела заброшенной. Кемляне волновались, не станет ли начало реставрации концом жизни памятников. 



Работы здесь возобновились после Рождества. Плотники сегодня спешат. Уже четко видны алтари, огромная трапезная.

Фото Александра Новикова

Как можно заметить, путь, которым пошли реставраторы, заметно отличается от технологий древних мастеров. Те строили приделы Успенского собора постепенно: сначала поставили  Зосимо-Савватиевский,  затем   пристроили  к нему  церковь Успения, за ним  – Никольский придел. Сегодня строят целостным ансамблем. В этом есть как свои преимущества, так и сложности. 

У местных жителей вызывает вопросы применение монтажной пены  при сборке  четвериков; жители города задаются вопросом: не нарушает ли это идентичность древнего храма? Они надеются получить ответы от организаций, отвечающих за архитектурный надзор.

1 апреля, в Вербное воскресенье, максимум, который я насчитала, составил 17 венцов. Если забраться по лесам наверх, то с их  высоты уже хорошо просматривается  вся округа, и Морской порог, и  купола Благовещенского  собора, который реставрируют на другом берегу Кемского  залива.

Благовещенский храм до и во время реставрации

К сожалению, мало кто заметил, что за последние  несколько лет  все три церкви  нашего  собора отметили свое  300-летие. Юбилеи прошли незаметно. Но кемляне простили такую невнимательность, потому что началась долгожданная реставрация памятника, гибнущего прямо  на глазах. 

С начала возобновления работ на основной площадке Успенского собора прошло три месяца.

В скором времени мы сможем увидеть, смогли  ли современные  реставраторы  встать  вровень по уровню  мастерства со строителями Успенского храма, далась ли им  премудрость уникальной  энциклопедии?

Для справки: 

Помните в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Иван Грозный говорит: «Ах ты, боже! Ведь это я тут… а шведы, ведь они Кемь взяли! Боярин, ищи ключ! Отправляй меня назад!»

Ивану Васильевичу было  от  чего переживать. Во времена его царствования Кемь, тогда небольшой посад на берегу Морского порога на Лепострове, не раз подвергалась разорительным и жестоким набегам «каянских немцев». Царским стрельцам не всегда удавалось  взять над ними верх.

Самый жестокий  набег случился в  1590 году, когда  отряд  под началом Свена  Педерсена сжег дома посадских жителей и «храмы Успения пречистые Богородицы да Николы Чудотворца». Святые старцы Соловецкого монастыря, вотчиной которого  была Кемь, решили возродить храм на том же месте. Спустя век случилось очередное несчастье – во время сильного пожара, охватившего Лепостров в 1710 году, огонь вновь уничтожил Успенский собор.

Упрямые монахи вновь решили возродить святыню на том же месте. Силы и средства нашлись, и в 1711 году состоялась  торжественная  закладка храма. Темпы работы были таковы, что  в июле  1714 года  освятили Зосимо-Савватиевский придел, а  летом 1717 года – Успенский и Никольский. Творение древних мастеров специалисты сегодня называют «энциклопедией русского деревянного зодчества». При этом строили  древние плотники , как теперь говорят, «без  пилы, без топора, без единого гвоздя» и поднимали тяжелые бревна наверх  при помощи  простейших  механизмов.

Высота центрального столпа собора – церкви Успения Богородицы  составляет  35,5м, Никольского и Зосимо-Савватиевского приделов – 23,5 м.

Вероника Федотова, специально для «Карелия.Ньюс» 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять