Накануне старта приемной кампании 2025 года в регионах России остро стоит вопрос кадрового обеспечения, для решения которого активно используется целевое обучение. Но, как отмечает «Российская газета», многие работодатели, в том числе и в Карелии, сталкиваются с проблемой удержания молодых специалистов, получивших образование по целевым договорам.
По данным Совета Федерации, регионы заявили о потребности в кадрах по двенадцати новым направлениям подготовки. Целевое обучение, предполагающее гарантированное поступление в вуз и последующее трудоустройство с обязательной отработкой, остается одним из ключевых инструментов для восполнения кадрового дефицита. В прошлую приемную кампанию лидерами по запросам на целевое обучение были здравоохранение, агропром, инженерные и технологические направления. В этом году Ленинградской области, например, требуются квалифицированные аграрии, а Карелии – кадры для промышленности.
Проблема дефицита кадров, особенно в здравоохранении и образовании, обсуждалась на недавнем заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге. Одной из основных причин текучести кадров названа низкая заработная плата, что делает эти сферы менее привлекательными для молодых специалистов, несмотря на целевой набор. Аналогичные трудности испытывают и промышленные предприятия.
Эксперты считают, что корень проблемы кроется не в самой системе целевого набора, а в отсутствии у работодателей продуманной стратегии удержания молодых специалистов после их трудоустройства. Ведущий преподаватель IT-центра ДАСКОРП Сергей Плаксунов отмечает, что работодатели часто не предлагают выпускникам четкой системы карьерного роста и перспектив развития, что приводит к их уходу в поисках лучших возможностей.
По мнению экспертов, ужесточение условий целевых договоров не является эффективным решением. Гораздо важнее создавать для молодых специалистов привлекательные условия работы, включающие инвестиции в их профессиональный рост, возможности для развития, достойную заработную плату и гибкие условия труда. Руководитель проекта по развитию цифровых навыков Станислав Косарев подчеркивает необходимость выстраивания с молодыми специалистами партнерских отношений, видя в них потенциал для развития отраслей и регионов.
HR-специалисты отмечают важность индивидуального подхода к представителям поколения Z, которые ценят поддержку, уважение и возможности для профессионального развития. Екатерина Зеленкова из КГ PROGRESS считает, что уже на этапе обучения необходимо выявлять интересы будущих сотрудников и предлагать им работу, соответствующую их ожиданиям.
Анастасия Винтова из ГК Selecty обращает внимание на проблему устаревшей системы повышения заработной платы и карьерного роста, что также способствует оттоку молодых кадров. Юлия Васильева из PPL COMMUNICATION GROUP предлагает прописывать в трудовых договорах повышение материальной мотивации после испытательного срока, а также уделять внимание нематериальным аспектам, таким как корпоративная культура и гибкий график работы.
Сооснователь «Профилум» Виталий Алтухов указывает на необходимость качественного отбора абитуриентов для целевого обучения и ранней профилизации, чтобы избежать разочарования в выбранной специальности уже в процессе учебы.
Доцент Финансового университета Екатерина Андреева считает, что вместо давления на целевиков необходимо создавать для них мотивацию оставаться в организации, активно вовлекая в корпоративную культуру и предлагая прозрачные условия труда и возможности для развития.
Тем временем система целевого обучения продолжает совершенствоваться, подчеркнули в «Российской газете». В Государственную Думу внесен законопроект о расширении перечня заказчиков целевого обучения. Также изменились правила заключения договора: теперь он оформляется только после успешной сдачи вступительных экзаменов. Кроме того, студенты-медики больше не смогут расторгнуть целевой договор после первого года обучения.