Сейчас карельская популяция северных оленей насчитывает не более двух тысяч животных. За 40 лет количество сократилось втрое.
В «Музее прикладных экологических исследований» КарНЦ РАН открылась фотовыставка, посвященная северным оленям. Эти благородные животные становятся все более уязвимыми, рассказал на открытии выставки ученый Данила Панченко. Из-за рубок сокращаются места их обитания. Из-за браконьерства падает численность.
В Карелии обитает лесной северный олень
Существует несколько подвидов северных оленей в России. В Карелии это лесной северный олень. Он отличается от тундрового внешним видом.
Он крупнее, пропорционален (ноги длиннее, чем у тундрового) и имеет более статный вид. Морда уже и длиннее. Корона рогов лесных оленей более узкая V-образная. Окраска светло-бурая на боках. Характерна густая темная полоса, которая идет горизонтально по бокам по нижнему краю и хорошо заметна на общем светлом фоне туловища. У самцов темные тона выделяются сильнее, чем у самок. Зимой окрас более светлый, – рассказал Данила Панченко.
Во все времена олени занимали важное место в жизни человека, а в древние времена они были одним из основных источников его существования. Об этом свидетельствуют многочисленные находки остатков и изделий из костей северного оленя и лося на стоянках древнего человека. Широко известны наскальные рисунки – петроглифы зверей и сцены охоты на них.

Рубки сокращают места обитания оленей
Ученый больше 10 лет изучает северных оленей. Ареал обитания, говорит он, сужается. Если раньше это были все северные районы Карелии, то сейчас большая часть оленей обитает в Костомукше, Кемском, Лоухском, Калевальском районах, есть небольшие группы в Муезерском, Сегежском и Пудожском, но численность сократилась существенно.
Северный олень не может жить в одном месте на ограниченном участке, как лось или медведь. В поисках пищи он постоянно перемещается. Миграционный путь оленя от зимних пастбищ до летних может быть от 60 до 140 км в одну сторону. Нарушение миграционных путей, зачастую смертельно. Массовые вырубки ученые считают главной бедой, которая привела к раздроблению некогда единого карельского стада и до сих пор это затрудняет контакты отдельных групп друг с другом.

Наш портал рассказывал о рубках в Сегежском районе в будущем заказнике «Максимъярви». Эталонные северотаежные леса сохранялись здесь на протяжении веков благодаря удаленности от дорог, крупных озер и рек. Они являются ключевыми местами обитания большого количества редких видов животных и растений, в том числе европейского подвида дикого северного оленя, занесенного в Красную книгу России.
В середине января 2023 года специалисты КРОО “СПОК” обнаружили в планируемом ландшафтном заказнике свежие рубки в аренде АО “Ледмозерское ЛЗХ” и АО “Лендерский ЛПХ” (предприятия группы компаний Segezha Group). Природоохранная прокуратура Карелии, куда было отправлено заявление о вырубке, не стала проводить собственную проверку, а перенаправило заявление “СПОК” в Минприроды Карелии. К этому моменту предприятия вырубили более 300 га ценных лесов. Пока шла проверка, они продолжали рубки, и к концу февраля было вырублено еще 200 га. 27 февраля Минприроды Карелии заявило о приостановке рубок.
Ведомство инициировало переговоры с группой компаний «Сегежа», в результате которых удалось достичь компромисса – компания приостанавливает вырубку леса на территории будущего ООПТ, — говорилось в пресс-релизе Минприроды Карелии.
Однако, по словам сотрудников «СПОК», несмотря на заявление Минприроды, предприятия ГК «Segezha Group» продолжили вырубку планируемого заказника “Максимъярви”. К концу марта арендаторы вырубили еще 140 га реликтовых лесов. Всего на территории планируемого заказника было вырублено 680 га. Активисты “СПОК” вновь обратились в Генеральную прокуратуру.
После шумихи поднятой экологами в СМИ, интенсивность рубок уменьшилась, но они ведутся, уверены ученые, просто не в тех объемах.
Выход – создание природоохранных территорий. В последние годы в Карелии были подготовлены обоснования на формирование пяти заказников на севере Карелии, и сейчас требуется содействие органов государственной власти для скорейшего введения их в правовой статус. Это позволит организовать охрану ключевых местообитаний вида, включенного в Красную Книгу России. Однако, пока ясности от чиновников нет.
Браконьеры охотятся на краснокнижных животных
Вторая проблема – это браконьерство, о чем наш портал также неоднократно рассказывал. Нерадивые охотники не гнушаются ничем – убивают даже беременных самок, а те в год приносят всего по теленку. Ситуация, говорит Данила Панченко, достаточно серьезная.
По итогам весенних рейдов по районам Карелии в 2022 году инспекторы заявляли о рекордном количестве случаев браконьерства. Жуткие фотографии тогда публиковал на своей странице фотограф Илья Тимин.

Особенно отличились северные районы. В Кемском убиты 13 животных, в Лоухском, Беломорском и Сегежском по два, по одному в Кондопожском и Пудожском районах. Всего инспекторы зарегистрировали 10 случаев браконьерства, но на 1 выявленный приходится от 10 до 30 случаев невыявленных.
Хотелось бы, чтобы эти фотографии увидели жены и дети тех браконьеров, которые заполнили свои морозилки мясом убитых беззащитных животных. И каждый раз, насаживая на вилку кусочек нежной лосятинки, чтобы перед их глазами была картина лежащих на кровавом снегу не родившихся лосят, в нежном бархатистом меху, за несколько дней до своего первого шага, который не состоялся, — написал тогда Илья Тимин.
Убить беременное животное в марте-апреле труда не стоит. Олени в это время с трудом передвигаются по глубокому снежному насту, а с учетом финального срока вынашивания детенышей — любое передвижение дается с еще большим трудом. Этим и пользуются браконьеры.
Исследования карельских ученых
Сейчас ученые в Карелии отслеживают перемещения лесного северного оленя, занесенного в Красную книгу РФ, с помощью спутниковых ошейников и фотоловушек.
С помощью ошейников мы получаем детальную информацию о перемещениях животных, можем выявить их предпочтения и, соответственно, влияние факторов, например, воздействия лесного хозяйства, на использование ими пространства. Как влияют огромные пространства рубок на ограничение перемещений? В результате наблюдений мы поймем, пользуется ли олень этими территориями или они становятся полностью непригодными для него, что естественно влияет на благополучие группировок, – пояснил руководитель исследования, старший научный сотрудник Института биологии КарНЦ РАН Данила Панченко.
Исследование ведется на территориях Костомукшского заповедника и Калевальского национального парка и смежной с ними местности. В рамках проекта приобретены не только спутниковые ошейники, но и фотоловушки. Благодаря им ученые получают информацию о возрастной структуре группировки, численности телят, самок и самцов.
К примеру, ученые наблюдали за тремя важенками из топозерской группировки на севере Карелии и составили карту перемещения животных. Результаты работы опубликованы в научном «Зоологическом журнале». Они помогли расширить представления ученых об этой субпопуляции. Так, впервые были определены размеры и форма участков обитания оленей, выявлены общие черты и индивидуальные особенности освоения ими пространства. Сроки начала сезонных перемещений по годам меняются, и в ходе миграций животные могут перемещаться на довольно большие расстояния на восток.
Наблюдение за передвижениями оленей в течение нескольких лет позволило заметить, что летние пастбища оставались теми же, а зимние участки могли меняться и находиться на большом удалении от прошлогодних.
Такие особенности сходны с поведением других северных оленей, например, карибу в Канаде. Они также верны летним участкам обитания и довольно консервативны в этом выборе. Участки, куда животные приходят на летние пастбища, крайне важны – на них самки телятся. Это необходимо знать для сохранения этих мест и, соответственно, для восстановления и поддержания численности, – подчеркнул ученый.
По словам ученых, трасса P‑21 «Кола» ограничивает перемещения лесного северного оленя: ошейник показал, что важенка в процессе освоения зимних пастбищ доходила до автодороги, но ни разу не пересекла ее. Тем не менее, другие олени иногда пытаются переходить магистраль.
Высокая интенсивность движения и сопряженный с трассой фактор браконьерства создают серьезную преграду для перемещений животных. Интенсивное движение несет и прямую опасность гибели: в 2019–2023 гг. в Кемском районе на разных участках этой автодороги в ДТП погибло 8 особей лесного северного оленя, – говорится в научной статье.
Перемещения оленей на довольно большие расстояния связаны и с фактором беспокойства важенок со стороны хищников или человека. Так, наблюдения за одной из самок закончились 25 марта 2018 г. из-за ее гибели. Полевые наблюдения на местности показали: волк преследовал самку более 20 км и все-таки догнал.
Опыт других регионов
В Нижегородской области северный лесной олень не только краснокнижное, но и гербовое животное. Северный лесной олень обитал в этих местах до начала XX века. Но из-за активного освоения территории человеком тогда сохранились только разрозненные стада от 50 до 100 особей. Несмотря ни на что, их продолжали беспощадно отлавливать и истреблять: олени были главной пищей охотничьих поселков на севере губернии. Последние подтвержденные встречи с оленем здесь были во время гражданской войны больше 100 лет назад.
А в 2014 году популяцию северных оленей начали возрождать в Керженском заповеднике: туда привезли первых оленей. За это время стадо выросло в пять раз. На территории заповедника созданы три вольера для полувольного содержания оленей: демонстрационный (1 га), маточный (6,5 га) и адаптационный (123 га), где олени привыкают к жизни в природных условиях. Олени успешно размножаются в условиях содержания в вольерах.

Такой способ решения проблемы, говорят ученые, дорогой. Содержание оленя стоит больших денег. Понятно, что в Карелии этих средств нет. Но создать охраняемые территории возможно. Ученые и проводят исследования, чтобы доказать необходимость таких природоохранных территорий. Понятно, что рубки не прекратятся, лесохозяйственная деятельность играет важную роль в экономике Карелии, но нужен баланс.
А что могу сделать обычные люди?
Как говорит Данила, важно рассказывать о состоянии популяции. Ведь далеко не все знают, что в республике живут северные олени. В 2020 году вышла монография Петра Ивановича Данилова с соавторами Данилой Паненко и Константином Тирроненом «Северный олень Восточной Фенноскандии», в которой специалисты систематизировали результаты многолетних исследований северного оленя на этой территории. Материал книги включает в себя подробное описание уникального животного и особенностей его поведения, и представляет интерес не только для экспертов, но и для любителей природы, и помогает понять необходимость его охраны и защиты.
Могут принести пользу и обычные люди. Можно вложиться деньгами в приобретение ошейников и фотоловушек для проведения исследований. Но есть и простые рекомендации: если встретили в лесу северных оленей, фиксируйте, сколько животных, в каком месте встретили. Также, если увидели убитых оленей, сообщайте об этом в правоохранительные органы. Информация о том, что ситуация с этими краснокнижными животными в Карелии сложная, должна распространятся.