В фойе Национального театра Карелии в 16 часов 24 января собралось очень много известных и не очень людей. Здесь прошла презентация альбома «Фотофокус Владимира Ларионова».
Известный фотограф ушел от нас в первый день 2024 года. Он не успел завершить работу над новым фотоальбомом черно-белых фотографий. Завершила ее его жена, ученица и коллега, тоже известный фотохудожник Ирина Ларионова. Ей помогал дизайнер Виталий Наконечный. Средства на издание книги выделил одноклассник дочери, один из фотогероев Владимира Ларионова.
Много добрых слов в адрес фотомастера прозвучало в тот вечер. И то, что его снимки показывали настоящую Карелию, живых людей в обычной жизни. Про самого Ларионова говорили как про летописца времени, человека, который не просто фиксировал, но и сам создавал историю.
Его последний альбом – это несколько сотен снимков из 1980-1990-х годов. В основном истории про людей. Снимки такие, что не требуют описания или подписи. Они говорят сами за себя. Потому что фоторепортер умеет поймать момент. А Ларионов был фоторепортером высшей пробы. Он был настоящим папарацци в самом лучшем понимании этого слова. А еще он был свободным человеком, который жил так, как хотел, и никогда ни под кого не прогибался. Объездил полмира и везде снимал, везде замечал, подмечал, ловил жизнь во всех ее проявлениях. И сам кайфовал от этого, от жизни.
Как правильно отметил один из выступающих, в последнем альбоме мастера не парадная Карелия, которую всегда показывают в фотоальбомах, а та, в которой мы все жили, настоящая, со всеми ее прелестями и сложностями. Там даже есть уникальная фотография митинга на площади Кирова в августе 1991 года. Помимо фотографий в книге тексты. О фотографе Владимире Ларионове рассказывают коллеги, друзья, те, с кем он сотрудничал. Книга получилась лирическая: с одной стороны она о Карелии, с другой — о самом фотографе Владимире Ларионове. В альбоме есть фото его самого, которые сделали коллеги-фотографы.
Год прошел с момента смерти фотографа. И хоть еще боль не утихла, встреча прошла в очень теплой, живой атмосфере, где-то даже с юмором. Словно фотограф где-то рядом и сам участвует в презентации. А он такой и был – живой, теплый, с хорошим чувством юмора.
Я расправил крылья! – это последние слова, которые перед смертью сказал Владимир близким, — пишет во вступлении к книге Ирина Ларионова. – Он готовил свой объектив к новой высоте. Фокус на небо.