«Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой?». В Национальном театре Карелии поставили «Записки сумасшедшего» Гоголя

«Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой?». В Национальном театре Карелии поставили «Записки сумасшедшего» Гоголя
Фото: Паша Корытник


Спектакль “Поприщин” (16+) вышел как раз к юбилею Заслуженного артиста Карелии Алексея Белова. Он сыграл главную роль – Поприщина. Говорит, мечтал о моноспектакле, и вот к юбилею все сложилось. Нашелся режиссер, готовый работать с таким материалом и готовый к экспериментам. Драматический актер Алексей Белов взял в руки кукол. На премьере побывала журналист портала «Карелия.Ньюс».

Повесть, написанная сатириком в 1834 году актуальности не теряет, напротив приобретает новые смыслы. На сцене Национального театра ее поставила молодой режиссер из Санкт-Петербурга Ясения Громова. Ей всего 27 лет, говорит, последние восемь лет мечтала поработать с повестью Николая Гоголя «Записки сумасшедшего».

Ясения Громова

Я из того поколения, в котором у многих есть свой психотерапевт, психиатр, психолог. И все с этим замечательно живут. А поколению постарше сложно. Как будто если я долго грущу или сильно злюсь, то об этом было не принято говорить. Если я иду в психоневрологический диспансер, я боюсь, что мой диагноз запишут и потом не возьмут на работу. А это не так.  Если у нас зуб болит, мы идем к зубному и не испытываем никакого дискомфорта.  Мне очень важно донести до широких масс, что это нормально, что это точно такие же сбои в организме и проблема будет, если мы будем их игнорировать. И это нормально, что в 21 веке мы можем себе позволить это контролировать, помогать себе. Для меня снятие стигмы с темы душевных расстройств это прямо очень важно, – рассказала нашему порталу Ясения.

Мелкий чиновник, недовольный жизнью и общественным положением, настолько одержим идеей высокого «поприща», что это приводит его к сумасшествию. В итоге он начинает представлять себя королем Испании и оказывается в сумасшедшем доме. Это, если кратко, о сюжете. В повести он оформлен в виде дневника. На сцене это монолог. Алексею Белову пришлось запомнить большое количество текста. Но какого текста! – язык Гоголя прекрасен.

Сегодняшнего дня случилось необыкновенное приключение. Я встал поутру довольно поздно, и когда Мавра принесла мне вычищенные сапоги, я спросил, который час. Услышавши, что уже давно било десять, я поспешил поскорее одеться. Признаюсь, я бы совсем не пошел в департамент, зная заранее, какую кислую мину сделает наш начальник отделения. Он уже давно мне говорит: «Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой? Ты иной раз метаешься как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет, в титуле поставишь маленькую букву, не выставишь ни числа, ни номера». Проклятая цапля! Он, верно, завидует, что я сижу в директорском кабинете и очиниваю перья для его превосходительства.

История мелкого чиновника, мечтающего о взлете карьеры, о большой любви – о том, о чем многие мечтают. Но достичь не каждому не дано. Дома он спокойный, рассудительный, уверенный. Но едва попадает в офис, становится человеком в футляре – заикающимся, заискивающим, трясущимся от страха. В собственном мире фантазий он эмоциональный, живой, яркий. В одном персонаже актеру Алексею Белову удалось сыграть разные типажи, которые вполне умещаются в одной голове.

Раскрывать образ ему помогает актриса Настасья Шум. С такой громкой фамилией в этом моноспектакле у нее почти бессловесная роль. Вот она Мавра – домработница Поприщина – шаркает по комнатам, выдавая ему одежду. Вот статная дочь начальника Софи, в которую главный герой влюблен. Ее мысли, в том числе о Поприщине, мы узнаем из писем, не из диалогов. А вот она говорящая собачка Меджи, созданная воображением главного героя – швабра в руке актрисы ловко превращается в питомца.

Настасья Шум помогает и с куклами, которых в спектакле три. Идея ввести их в постановку принадлежит Алексею Белову, но Ясения, к слову, режиссер именно кукольного театра, легко откликнулась на идею: «А как артиста взять и клонировать? В этом плане куклы – очевидный выход», – шутит она. Фигура Поприщина становится объемней.

Постановок Гоголя кстати не мало. За «Записки сумасшедшего» брался и театр Фоменко и Вахтангова. Что там, и в Национальном театре Карелии уже был спектакль. Главную роль в нем играл Сергей Лавренов. Но это новый взгляд современного режиссера, “Поприщин” в названии, он главный. Автор исследует именно его личность, но говорит, он не уникален, а вполне узнаваем.

На самом деле Поприщин у Гоголя – это маленький человек со своими изъянами, своей мелочностью, своими негативными качествами. Мы это оставляем, но мы смещаем фокус. Нам важнее сказать, что он равно каждый из нас. У каждого из нас есть сомнения, каждый из нас хочет видеть себя выше, лучше других. Просто у разных людей это по-разному проявляется, и хочется  сказать, что этот персонаж не карикатурный, не сумасшедший. И этот спектакль не мрачный. В каждом из нас это есть. Хочется максимально приблизить его к зрителю, – говорит Ясения.

И этому способствует малая сцена. Поприщин –  как на ладони, он даже взаимодействует со зрителем, и его монологи, кажется, направлены конкретно к тебе, сидящему в зале.

Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником? Может быть, я сам не знаю, кто я таков.

Узнаешь себя, вжимаешься в кресло.

Моя тема связана с вопросом о том, куда приводят несбыточные мечты. Опасно мечтать о том, что никогда не осуществится, такое мечтание может превратиться в болезнь. Что мы можем считать безумием или без-умием? Сейчас, по-моему, много без-умных людей кругом. Людей, которыми управляют эмоции, а не здравый смысл. Здесь тоже про это, – говорит Алексей Белов в интервью журналисту Анне Гриневич.

Спектакль делала большая команда – художник-постановщик Кристина Вербицкая, художник-технолог по куклам Елена Никитина, за музыкальное оформление отвечала Евгения Фисенко, за свет Алексей Воронин, помощником режиссера была Полина Мишина. «Мы были за одно с самого начала», – говорит Ясения Громова. Поэтому работать было комфортно.

Несмотря на кажущуюся мрачность темы и финал, спектакль оставляет надежду. Если прислушаться к себе, задаться нужными в определённый момент вопросами, то выход обязательно найдется, говорят авторы.

Спектакль поставлен с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять