В реку Шуя выпустили 24 тысячи мальков краснокнижного онежского лосося. Возможно, это деньги не ветер

В реку Шуя выпустили 24 тысячи мальков краснокнижного онежского лосося. Возможно, это деньги не ветер
Фото со страницы Д.Родионова


Есть ли шанс у мальков вернуться обратно на нерест? Карельские ученые считают, что такие выпуски могут быть бесполезными.

15 и 16 октября в реку Шуя выпустили 24 тысячи штук двухгодовиков озерного лосося, занесенного в Красную Книгу Российской Федерации. Об этом рассказал заместитель премьер-министра по экономике Дмитрий Родионов. Молодь выпущена на основании государственного задания, а также по заказам ООО «Сигма РЦ», АО «Клиника Кивач», ООО «Открытые Кижи», рыбоводного хозяйства ИП Федоренко Н.В. и ООО «ПЗМК» в рамках компенсационных работ.
Мальки выращены на Выгском рыбоводном заводе ФГБУ «Главрыбвод» в поселке Сосновец Беломорского района. Как отметили в Карельском филиале ФГБУ «Главрыбвод», в этом году в реку Шуя выпустили 140 тысяч штук молоди озерного лосося – самый большой объем за последние 5 лет.

Но у этой хорошей новости есть и обратная сторона. Выпущенные в Шую мальки попросту могут не вернуться обратно на нерест. И данный выпуск, как и прошлые, может оказаться бесполезным. Об этом недавно в интервью нашим коллегам с ГТРК «Карелия» рассказал старший научный сотрудник лаборатории экологии рыб и водных беспозвоночных КарНЦ РАН Денис Ефремов. Он отмечал, что несмотря на то, что рыбоводы в последние годы активно зарыбляют Шую, рыба обратно на нерест не возвращается. А ведь сам смысл таких выпусков как раз в этом – восстановить именно шуйское стадо, которое бы вновь встало на свой привычный цикл нереста в реке. Но результата таких выпусков пока не видно.

Вот тот выпуск:

По мнению ученого, причин неудачи несколько. Первая – мальки, выращенные в заводских бассейнах, оказались не приспособлены к жизни в дикой среде. У них нет инстинкта выживания, защиты от хищника. А вторая – у них нет инстинкта возвращения туда, где они выросли, так называемого хоминга. Просто потому, считает Ефремов, что в Шую выпускают мальков-двухлеток (как и в эти дни), которые просто спускаются в озеро и там пропадают.

По словам ученого, выпускать в реки следует сеголеток, то есть мальков текущего года. Мальки должны три года жить в нерестилищах рек, а потом скатываться на нагул в Онего. За это время они научатся и скрываться от опасности, и выработают инстинкт дома, чтобы потом вернутся. По словам ученого, выпускать мальков следует по всем нерестилищам некогда лососевых рек Онежского озера, а не там, где удобный подъезд на машине, как и в этот раз.

По словам Ефремова, для восстановления стада лосося необходимо, чтобы на каждые 100 квадратных метров реки было не менее 100 мальков, тогда как сейчас на 300-400 метров можно насчитать только 1-2 малька. Поэтому сейчас 99 процентов нерестилищ пустые. А такие выпуски, как те, что прошли 15 и 16 октября, могут оказаться бессмысленными.

Остается задать вопрос – почему ученые говорят одно, а рыбоводы и власти делают другое? Они, вообще, общаются? По факту сейчас, в 2024 году, спустя 20 лет после выведения онежского лосося из Красной книги и через 10 лет после его возвращения обратно, никакого восстановления популяции этой рыбы не произошло. Мальков выпускают много, но она не возвращается на нерест в Шую. И совершенно непонятно, где сейчас те сотни тысяч с помпой выпущенных мальков, к слову, весьма недешевых. При этом за вылов даже одного лосося в Онего можно получить уголовное дело и огромный штраф.

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять