«Мы здесь сами живем и заинтересованы, чтобы край развивался». О социальной ответственности форелеводов Карелии

«Мы здесь сами живем и заинтересованы, чтобы край развивался». О социальной ответственности форелеводов Карелии
Фото: Игорь Подгорный


Форель – бренд Карелии. С этим утверждением не поспоришь. За два десятка лет этот продукт из деликатесного перешел в разряд чего-то обыденного, нашего, местного. Не всем, правда, по карману выращенная форель, часто рыбу просто увозят из республики в благополучную Москву или Санкт-Петербург. Так зачем, спрашивается, она нам? Ведь, что бы кто ни говорил, а вред экологии от нее очевиден. Выходит, что нам от отрасли форелеводства остаются только грязные озера? Или не только?

Портал «Карелия.Ньюс» попытался ответить на этот вопрос. Мы поговорили и с самими форелеводами – что они дают Карелии и тем местам, куда приходят?

Сейчас в республике выращиванием форели занимается 79 компаний. Они расположили свои садки на разных карельских озерах в разных районах. Вместе они производят около 40 тысяч тонн рыбы. Причем объемы на протяжении последних десяти лет только росли. Таким образом, форелеводство – это одна из немногих отраслей сельского хозяйства Карелии, которая успешно развивается, что сказывается и на бюджете, он пополняется за счет налогов. Для многих районов и поселений форелеводческие компании давно стали, можно сказать, градообразующими предприятиями. Это налоги, рабочие места, инфраструктура.

Важный момент вместе с производством рос и профессионализм форелеводов. Сегодня в большинстве своем это опытные специалисты, которые заинтересованы в развитии не только собственного дела, но и места, где они выращивают рыбу. Они участвуют в социальных проектах по благоустройству населенных пунктов.

От скважины до контейнеров

Компания «Инарктика Северо-Запад» работает в поселке Попов Порог на озере Сегозеро в  Сегежском районе.

– Поначалу просто занимались развитием производства, не участвовали в общественной жизни, чем вызывали недовольство местных жителей, не раз возникали конфликты, люди настороженно относились к форелеводам, – говорит руководитель компании Алексей Богушов. – Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону.

Алексей Богушов. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

И бизнесмены, и люди поняли, что задача общая, чтобы развивался поселок. Поэтому начали сотрудничать. Компания приняла участие в госпрограмме комплексного развития сельских территорий и на треть профинансировала обустройство детской площадки возле школы и установку контейнеров в поселке. Оба проекта имели большое значение для жителей. Как известно, бюджет поселений скромен, самостоятельно реализовывать такие инициативы сложно.

Кроме того, за собственные деньги предприятие пробурило скважину. У жителей появилась питьевая вода. Есть и более мелкие задачи, от решения которых форелеводы не отлынивают: чистят дорогу от снега зимой, помогают транспортом, проводят праздники. «Отношение у людей к предприятию изменилось», – говорит Алексей Богушов.

Фонд инициатив и даже ресторан

А у форелеводческой компании «Кала-Ранта» из поселка Куркиёки Лахденпохского района в 2008 году появился Благотворительный фонд социальных инициатив «Куркиёки». Это рабочий инструмент, говорит директор компании Владимир Оксаниченко, средства фонда можно привлекать на благоустройство поселка и решение проблем населения.

Главная цель для нас – создать комфортную среду в тех поселениях, где мы ведем хозяйственную деятельность. Это Курикиекское и Хийтольское поселения. Для чего нам нужно создать комфортную среду? Для того, чтобы люди приезжали в Карелию не только на работу, а жить. Это главная цель, чтобы у нас в поселениях увеличилось население.

Владимир Оксаниченко

Компания отремонтировала детский сад «Журавлик» в поселке Куркиёки. Помимо внутренней отделки, рабочие благоустроили территорию вокруг садика и установили детскую площадку, фонари. За счёт спонсорской помощи «Кала-Ранта» введены в эксплуатацию очистные сооружения Куркиекской средней образовательной школы. На деньги форелеводов часть территории школы замостили брусчаткой, оборудовали парковку, ограждение, установили освещение и камеры наружного наблюдения.

В школе поселка Куркиёки 1975 года постройки впервые появилась цивилизованная канализация: установили септики. Помогли с ремонтом местного дома культуры и библиотеки. В обоих учреждениях появились туалеты, которых никогда в них не было, – рассказывал Владимир Оксаниченко.

– Мы создаем условия, чтобы было комфортно. В частности, построили кафе. Население в поселке всего 700 человек. А у нас кафе, столовая и ресторан в Куркиеки построены. Специально под кафе сделали цех полуфабрикатов, чтобы самим производить и контролировать качество продуктов. В меню, к примеру, пельмени с фаршем из форели. И это не рыбные остатки, а филе. Построили гостиницу, сейчас строим хостел недорогой. В планах благоустройство набережной и лодочной станции.

У нас очень много ребят молодых работает. И со школы летом трудоустраиваем подростков. В этом году повезем их в университеты Санкт-Петербурга – ветеринарный, сельскохозяйственный. Для них там проведут экскурсию, накормим их обедом, сводим в Пушкинский музей. Это профориентационная программа. Мы заинтересованы, чтобы местная молодежь приходила к нам работать. У нас белая зарплата, высокая. Можно заработать 120 тысяч, больше, чем в городе. Зачем уезжать? – говорит Владимир Оксаниченко.

Туризм и помощь школам

Форелевод Андрей Коледа сам приехал в Карелию из Москвы (в прошлом журналист) и остался. Возглавляет компанию «Приладожье» в Питкярантском районе. Не только рыбу выращивает, развивает и сельский туризм. В этом году запустили экскурсии на Ладожские шхеры и к садкам.

Андрей Коледа и Артур Парфенчиков

– По гранту купили лодку, а параллельно отреставрировали старый рыболовецкий корабль, которому лет 40.  Все это антуражно, красиво. Людям это интересно – дополнительное развлечение.  Ты приехал на Валаам, в Рускеалу, заехал на форелевую ферму не просто, чтобы перекусить, а посмотреть, как все это устроено и насладиться карельской природой. Мы запускали в качестве эксперимента, но экскурсии оказались очень востребованными. В июле, к примеру, активно приезжали туристы, буквально каждый день по три раза вывозили к садкам, – говорит Андрей Коледа.

Энергии предпринимателя хватает и на социальные проекты. Помогают местной школе, год назад обустроили кабинет химии, оснастили его необходимым лабораторным оборудованием. Отремонтировали кровлю в детском саду. Проводят субботники в парке Ладожские шхеры, установили стенды, чтобы приезжающие туристы понимали, что это за территория. Детище последних лет – образовательно-досуговый центр, где для детей проводятся занятия по школьным предметам, мастер-классы, выставки, лекции, причем привозят лекторов из Москвы, Санкт-Петербурга. Дважды уже проходил театральный фестиваль для детских непрофессиональных коллективов, где дети не соревновались в мастерстве, а делились опытом.

На фестивале собрались те, кому интересен театр. В течение двух дней проходили конкурсные показы спектаклей, мастер-классы, творческие встречи, драматургические лаборатории. Летом приехало более ста человек из Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Выборга, Костомукши.

– Все зависит от самих форелеводов. Дополнительную прибыль можно инвестировать как в развитие предприятия, так и в развитие местности, где ты работаешь. Это же для моих детей, детей сотрудников в том числе. Для меня это важно дать возможность им развиваться. Люди же видят, когда ты включен в процесс, а когда нет. Мы здесь живем на берегу и сами заинтересованы, чтобы край развивался – и с точки зрения экологии, чтобы было максимально чисто, и с точки зрения благоустройства территории. Люди понимают, что мы делаем это не для праформы, не для галочки, – говорит Андрей Коледа.

Николай Федоренко и его предприятие в Кондопожском районе тоже оказывает посильную помощь населенным пунктам, где работают. В Сунской школе уже не первый год проводят ремонтные работы. Начали с отопления, школа замерзала, сейчас обустроили современные туалеты, сделали косметический ремонт на этажах, привели в порядок спортивный зал, закупили оборудование, в планах привести в порядок столовую. «Дети – наше будущее. Они должны в чистых, красивых, удобных помещениях учиться», – говорит Николай Федоренко.

Николай Федоренко Фото: Игорь Подгорный

Благодаря такому отношению форелеводов к делу, и люди стали иначе смотреть на их работу. Критика, конечно, есть. Но там, где помощь от души, и конфликтов с местным населением меньше. Это уже сотрудничество, которое позволяет развивать территории сообща. Так что, как и в любой истории, здесь тоже есть другая сторона медали.

 

 

 

 

 

 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять