Десант из 100 артистов высадился в Музыкальном театре Карелии. Приезд Хакасской государственной филармонии стал возможен благодаря одноименной федеральной программе «Большие гастроли». Они носят обменный характер: в июне балет Музыкального театра представил в Хакасии «Жизель» (6+) и «Анна Каренина» (12+). А в сентябре труппа филармонии из Абакана приехала с ответным визитом в Петрозаводск и привезла оперу «Зори здесь тихие» (12+).
Это одна из вершин советской оперы. Это XX век, серьезная музыка, в ней переплетены многие жанры: романс, городская песня, частушки, и все это внесено в ткань современного звучания оркестра. Сложная опера для исполнителей вокалистов, – рассказал на встрече с карельскими журналистами дирижер, руководитель симфонического оркестра Вячеслав Инкижеков.
Основой либретто служит повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о пяти девушках-зенитчицах во главе со старшиной, вступивших в неравный бой с немцами. Музыку написал композитор Кирилл Молчанов. К слову, он же был автором музыки в художественном фильме Станислава Ростоцкого. После успеха картины он доработал материал и написал оперу, которую филармония Хакасии поставила в 2020 году.
В оперных театрах в основном идут постановки, которые зарекомендовали себя на протяжении столетий и не вызывают сомнений ни у постановщиков, ни у зрителей. А это оперная музыка новой волны. Для нас это важно, она продолжает русскую традицию оперной музыки, – отметила директор Музыкального театра Карелии Елена Ларионова.
Действие оперы проходит в условиях минимальных декораций. Несколько деревянных станков на колесиках служат и болотом, и кроватями, и баней, и смертным одром. Кроме этих станков есть ещё подвесные гильзы, создающие тревожный фон разрывающихся снарядов. А ещё важен свет, который держит зрителя в напряжении.
Спектакль отличается авторским режиссерским прочтением. Режиссер Ольга Маликова из Санкт-Петербурга говорит, что главный акцент на актерской игре. Поэтому прописаны сцены, где раскрывается каждая героиня и главная мысль: война и женщины несовместимы. Интересно, что в спектакле нет ни одного фашиста, но жестокость войны передана через сцены вальса, где девушки вспоминают своих погибших родных и сцену гибели узников фашистских лагерей.
Когда мы приступили к работе над этим произведением, не было задачи переплюнуть то впечатление, которое есть у людей от фильма «А зори здесь тихие». Это невозможно. Но мы счастливы, что нам дали возможность пережить это. Ребята много дней потратили, чтобы попасть в это состояние. Они все прочли книгу, читали письма с войны девушек и женщин, – говорит хормейстер Марина Штарк.
Интересно, что в спектакле лишь один актер имеет профессиональное актерское и музыкальное образование – это исполнитель роли старшины Васкова Артур Марлужоков. Он заметил, что существующие экранизации ему больше помогали, чем мешали.
Конечно, хотелось привнести что-то свое. И я старался, чтобы роль была многогранной – где-то трогательная, где-то драматичная, где-то даже комичная, – говорит Артур Марлужоков.
Все остальные участники спектакля – самодеятельные артисты. «Более того, не артисты, – добавляет хормейстер Марина Штарк, – просто люди, которые занимаются в хоре”. Второстепенные роли исполняют родители детей, братья и сестры участников хора.
Это такое семейное потрясение. В этом была сложность. Они ничего не умеют. Они не играют, а проживают в абсолютном погружении. Большую помощь им оказал Артур Марлужоков. Он детям давал актерские уроки. И дети брали. То есть сложность была превратить хор из статичного ансамбля в актерскую труппу, – делится Марина Штарк.
– Очень много занято молодых участников детской филармонии, и это придает спектаклю особую трепетность, потому что исполнительницы главных ролей близки по возрасту участницам событий, описанных в книге. И это одна из притягивающих к спектаклю историй, – говорит Вячеслав Инкижеков.
– Есть классические певцы, есть эстрадные. Мы все это соединили на одной сцене. И это разность тоже работает на восприятие. Потому что и на фронт пришли разные девчонки, и каждая из них сотворила историю. Мы постарались максимально точно это показать, – добавляет Марина Штарк.
Интересный ход с переодеванием артистов, который в финале спектакля звучит особенно остро. Мы не видим, как гибнут Рита Осянина и Женя Комелькова, режиссер намеренно это не показывает. Но вот они снимают форму, и все понятно без слов.
Особый драматизм повествованию придает музыка Кирилла Молчанова, узнаваемая, но в то же время по-новому прозвучавшая в исполнении Симфонического оркестра филармонии в устах Юлии Кучеренко, которая сыграла Лизу Бричкину, или Марии Сиротенко, исполнившей роль Жени Комельковой. Вздрагивать заставляет и бас-баритон Артура Марлужокова, а хоровое исполнение берет за душу. Те, кто не успел на показ в Петрозаводске, не переживайте. 25 сентября оперу покажут в Медвежьегорске.