Директор Центрального экономико-математического института РАН Альберт Бахтизин дал большое интервью «Интерфаксу» о демографической ситуации в России. Портал «Карелия.Ньюс» приводит самые интересные его моменты, поскольку для Карелии вопрос демографии тоже как никогда актуален. Так почему же нужна специальная демографическая операция?
Дайте людям жилье
По словам ученого, сокращение населения в России носит катастрофический характер.
Мы в год теряем по 500-600 тысяч человек. И это создает угрозу национальной безопасности, учитывая размеры территории, учитывая необходимость значительного количества людей для поддержания нужных для экономики темпов роста. Так что одной из важнейших задач сегодня становится даже не восполнение, а увеличение численности населения страны. Легко решить эту задачу невозможно. Поэтому такая операция необходима.
ООН опубликовала сценарий, по которому к концу века население России составит 120,5 млн человек. Есть и более пессимистические сценарии – до 106 млн человек. Как же этого избежать и возможно ли?
По мнению Бахтизина, наиболее действенной мерой для России, чтобы сохраниться, является дезурбанизация.
Под ней мы понимаем более равномерное расселение с увеличением квадратных метров жилья, которые приходятся на человека. Наши расчеты показывают, что это повлияет на увеличение репродуктивных установок людей. Более того, если посмотреть на опросы Росстата, которые они проводили совсем недавно, то получается, что нереализованный потенциал, то есть разница между средними значениями ожидаемого и желаемого числа детей, в зависимости от оценки уровня жизни, в первую очередь, от жилищных условий, очень большая.
Этот нереализованный потенциал, по сути, означает, что если приложить дополнительные усилия со стороны государства для решения жилищного вопроса и для финансового стимулирования молодых семей, которые планируют завести детей, то это тоже может сильно скорректировать репродуктивные установки и поднять уровень рождаемости на 40-50%.
Как сделать так, чтобы переезжали?
Как же добиться дезурбанизации, чтобы люди вдруг начали переезжать из больших городов в маленькие населенные пункты? По словам ученого, на данный момент 56% населения мира проживают в городах, и согласно умеренному прогнозу Всемирного банка, к середине текущего века эта доля увеличится, наверное, до 70%. То есть эта картина характерна не только для России, но и для всего мира. Какие механизмы для решения этой проблемы придумывают в разных странах мира?
В первую очередь – это финансовое стимулирование, которое внедряют многие страны, в том числе Россия в виде маткапитала. Но, по словам ученого, такие пособия должны носить регулярный характер. Кроме того, должны быть дополнительно предусмотрены налоговые льготы, содействие в трудоустройстве, необходимо обеспечение удаленной работой, медицинское обслуживание, наличие объектов социальной инфраструктуры. Проще говоря, условия жизни в сельской местности не должны особенно уступать по уровню жизни в мегаполисе. Но нигде этого не удалось достичь, поэтому эти программы не сработали ни в одной стране, полагает директор института.
Альберт Бахтизин признал, что российская попытка этого – дальневосточный гектар – также оказалась неудачной, потому что потенциальных переселенцев не устраивало качество предоставляемых земельных наделов и отсутствие подъемных средств, необходимых для обустройства.
А дом на что строить? И самое главное: должна быть развитая инфраструктура, чтобы люди захотели переезжать. Все это требует огромных инвестиций.
Каков прогноз по России?
По словам ученого, прогнозы его института показывают дальнейшее снижение рождаемости в России.
Вот из чего мы исходим. Это, в первую очередь, довольно заметное снижение численности женщин в фертильном возрасте (детородный – ИФ), то есть от 15 до 49 лет, а в наиболее репродуктивном возрасте – от 20 до 29 лет. По нашим расчетам, к 30-му году количество таких женщин сократится порядка на 9%. Для решения демографической проблемы у нас есть хорошая программа – материнский капитал. На период ее введения в 2007 году она оказала положительное воздействие. По нашим оценкам, за весь срок реализации она стимулировала примерно 2,5 млн дополнительный рождений.
Однако перенос этой программы со второго на первого ребенка, считает эксперт, когда стали выплачивать преимущественного за одного ребенка, привело к тому, что, начиная с 2020 года, резко снизился суммарный коэффициент рождаемости именно вторых детей. И самое главное – сумма. Хотя выплаты все время растут и индексируются и суммарно, выплаты за первого и второго ребенка составляют больше 800 тысяч рублей.
Альберт Бахтизин полагает, что сумма с одной стороны немаленькая, а с другой, если ее сравнивать с возможностями проживания, к примеру, в Москве, то получается, что, учитывая разогнанную стоимость квадратных метров, этих средств хватит на покупку двух-трех квадратных метров, и, значит, жилищную проблему это не решает.
Он считает, что все остальные меры в России вели не к росту, а к снижению рождаемости: это и возрастающая, резко опережающая рост заработной платы стоимость жилья, с одной стороны, и сокращение самих квадратных метров, то есть среднего размера жилья. Вот эти две тенденции – жилищная проблема и уровень выплат – приводили к дополнительному дестимулированию рождаемости.
Альберт Бахтизин полагает, что методы финансового стимулирования, конечно, должны быть, но они не должны носить разовый характер, как материнский капитал, а быть в качестве постоянных социальных выплат, и надо подумать о налоговых послаблениях для семей с детьми.
Так что же такое специальная демографическая операция?
Какой она должна быть? Что мешает увеличить рождаемость?
– Если производить ранжировку, я бы, наверное, сказал, что урбанизация, сокращение жилья, приходящегося на одно домохозяйство, уровень социальной напряженности (тоже важнейший фактор депопуляции), – вот эти, наверное, три основных фактора, которые являются причиной снижения рождаемости.
Именно с этими тремя бедами государство и должно активно бороться, чтобы победить печальный тренд.
Уточню: когда я говорю про спецоперацию, то имею в виду, конечно, необходимость существенных вложений во все сферы жизни, чтобы приблизиться к обозначенным результатам и по увеличению рождаемости, и по снижению смертности.