"Это еще более страшно, чем просто насилие, потому что избивают близкие люди". В Петрозаводске открылась выставка "Сама виновата"

\


«Сама виновата» – название социального проекта и фотовыставки. Последняя открылась в Петрозаводске и ждет зрителей ежедневно. Идея родилась у авторов спонтанно после посещения городской социальной гостиницы, где находят приют женщины, пострадавшие от насилия в семье. Бьет муж, бьет брат, бьет сын – услышанное заставило двух успешных женщин обратить внимание на социальную проблему, о которой говорят мало. Портал Карелия.Ньюс побывал на открытии выставки и пообщался с участниками проекта.

Алена Ризанова и Илона Васильева

Идея рассказать о домашнем насилии с помощью социального фотопроекта пришла бизнес-психологу Илоне Васильевой и руководителю продюсерского центра «Инсайт Люди» Алёне Ризановой. Они стали амбассадорами Комплексного центра социального обслуживания Карелии и пришли на экскурсию в социальную гостиницу. Истории пострадавших женщин очень тронули их. Но они не ограничились простым человеческим сочувствием, а придумали проект и за два месяца его воплотили: нашли фотографов, стилистов и, наконец, моделей, готовых вжиться в непростую роль и рассказать истории 11 пострадавших.

Мне потребовалось много времени, чтобы понять, смогу ли я, хочу ли я, потому что тема очень болезненная и страшная. Это еще более страшно, чем просто насилие, потому что унижают и избивают близкие люди – те, от которых ты не ожидаешь, – рассказывает предприниматель Ильсия Зиннатулина.

Хрупкая девушка Ильсия – предприниматель, инвестор, а еще она берет интервью у интересных людей. К слову, ее эфиры набирают несколько тысяч просмотров. Успешная в своей жизни она на несколько часов погрузилась в чужую, совершенно отличную, где царит не любовь, а унижение и насилие.

История моей героини трагична тем, что она испытала насилие от своего близкого человека, когда все было хорошо. Один раз ударил, незначительно. «Сама виновата», – в ее речи это звучит часто, Да, спровоцировала, наверно, я неправильно выбрала наряд, неправильно себя повела. Ударил еще раз и еще. И чем дальше, тем больше человек замыкался в себе, и из красивой женщины она превратилась в серую мышку, которая не нравилась не только сама себе, но ее стали сторониться окружающие.

Ильсия Зиннатулина

Финальной точкой в ее истории стало насилие над ребенком. Его стерпеть она не смогла, заступилась и получила такой удар, что оказалась в ванне, абсолютно дезориентированная.  Она нашла в себе силы, дух, который был сломлен, и каким-то чудом выбралась и закрылась с ребенком в комнате. Муж побушевал, хлопнул дверью и ушел, она позвонила подруге и уехала в социальную гостиницу. Там она получила помощь.

И эта помощь не только про кров и еду, но и про безопасное пространство. Это помощь комплексная – и психологическая, и юридическая помощь – возвращение себе себя.  Мне кажется, когда женщины делятся такими историями, это важно для тех, кто рядом. Даже если вы не подвергались насилию, может вы видите со стороны того, кто подвергается: ребенок в садике дерганый, маму видите его, которая тоже дезориентирована, вы знаете, как помочь, – говорит Ильсия.

Мы часто не знаем, а стоит ли вмешиваться в семейные конфликты, переступать чужие границы и давать советы, говорит еще одна участница проекта социальный журналист Марина Бедорфас. Она постоянно пишет статьи и снимает сюжеты на злободневные темы, которые не слишком популярны, но говорить о которых нужно. Многодетная мама тоже думала, стоит ли участвовать, но шагнула в пропасть с легким чувством и желанием помочь.

У меня история страшная. Если у девчонок были истории женщин, которые пострадали от мужа, то у меня – про маму. У нее трое детей. С младшим сыном она живет в одной квартире, он наркоман, у него какие-то психологические проблемы. Он избивал ее. Она обратилась в гостиницу и ей помогли устроить его в специальное лечебное учреждение. Ее история хорошо закончилась. Чем мне проект и понравился, тем, что не просто показывают, что есть такая проблема насилия в семье, а есть предложение помощи. Я за результативный подход. Теперь я знаю, что если возникнет ситуация, я могу дать номер телефона и сказать, что, если ты не хочешь рассказывать мне, своей маме, подруге, ты можешь пойти в гостиницу и не зависеть ни от кого. Не рассказывать никому, а там поговорить с психологом, – говорит Марина.

Марина Бедорфас

Действительно, истории насилия «любят» тишину. О них не принято говорить – во-первых, стыдно – а что подумают, во-вторых, страшно – а вдруг будет хуже. И подчас женщина даже хочет уйти из таких абьюзивных отношений, но не может.

К примеру, 35-летняя Светлана проживала с матерью, тремя несовершеннолетними детьми и супругом в однокомнатной квартире. Супруг официально не работал, систематически находился в алкогольном опьянении, после чего избивал свою жену и тещу. Старшие дети пропускали школу, младшие не посещали детский сад. После очередного алкогольного запоя муж бросился на Светлану и мать с ножницами – порезал руки: теща оказалась в больнице, а Светлана сбежала и скиталась по городу с детьми, пока неравнодушные жители Петрозаводска не подсказали ей обратиться в социальную гостиницу. Здесь Светлана нашла крышу над головой, горячую пищу, время для передышки и принятия для себя и своих детей судьбоносного решения в жизни. Сейчас девушка работает, дети ходят в школу и в детский сад, живут в съемной квартире. Члены семьи стараются не вспоминать страшные события из прошлой. Эту историю многодетной мамы рассказала предприниматель Екатерина Бречко-Пакулина.

Мне эта тема откликнулась, потому что я сама многодетная мама, потому что в нашем доме три девочки растут. Это был прецедент – поговорить со старшими, что ни при каких обстоятельствах ни одна женщина не должна терпеть насилие и что мир не без добрых людей и всегда есть, куда обратиться. По специальности я психолог. Когда-то в студенческие годы я работала на горячей линии кризисного центра. Мы отвечали на звонки женщин, подвергшихся домашнему насилию. Я тогда поняла, насколько эта тема актуальна, ужаснулась, какое количество людей звонило. Поэтому все в совокупности меня подтолкнуло на участие в этом проекте, – рассказала Екатерина.

Екатерина Бречко-Пакулина

Актуальна тема настолько, что даже среди моделей нашлись те, кто когда-то пережил насилие. И для них участие в фотосессии стало чем-то вроде терапии.

Об этом надо говорить, чтобы другие большие и маленькие девочки во взрослом возрасте, стоя перед большой аудиторией, не плакали от таких страшных историй, – сказала одна из них.

Для участия в фотосессии девушкам наносили грим, их переодевали, детально погружали в контекст историй, выводили на эмоции. С ними работали стилист Ирина Чернышева и гример Александра Петрик, фотографы Алексей Гайдин и Игорь Герасименко.

Когда на твоем лице ложится грим (следы удушения, кровоподтеки), смотришь в зеркало и охватывает дрожь.  Ты себя не узнаешь. Я ехала за рулем в этом гриме, я ходила по местам, где обычно хожу, и люди оглядывались. Ловила себя на мысли, а что подумают люди, надо им как-то объяснить. В голове история постоянно крутилась, и слезы сами на глаза наворачивались, потому что ощущение было собственной беспомощности, безнаказанности этого человека и полного опустошения себя.  Съемка прошла, грим смыт, но еще какое-то время внутри все колыхало. Хотелось пойти развлечься, съесть мороженое, обнять детей. Сложно из этой ситуации вырваться. Если было сложно мне, которая не испытывала ничего подобного, то насколько сложно девушкам, которых изо дня в день не только физически, но и психологически убивают, – поделилась Ильсия Зиннатулина.

Это очень сложно. У меня было ощущение, что места, на которые наносили арт-побои, болели. Настолько я погрузилась в тему. Ком в горле стоял во время фотосессии. Ты на час перевоплотилась, а кто-то живет так годами не может вырваться. Тема насилия всегда рядом. Я называю ее призраком. Она есть, все об этом знают, но людям проще закрыть глаза, – говорит Екатерина Бречко-Пакулина.

Все фотоработы можно посмотреть в течение июня по адресу: ул. Еремеева, 38, с 12.00 до 18.00. Есть они и в интернете – в группе проекта. Там же можно почитать истории пострадавших женщин. Их художественно изложила сотрудница Комплексного центра социального обслуживания Карелии Валерия Маркелова, а по совместительству модель.

Не оставайтесь в стороне. Не бойтесь говорить о том, о чем многие молчат. Делитесь информацией с близкими, родными, друзьями, коллегами, знакомыми. Возможно, именно от Вас кто-то, кому сейчас так необходима помощь, услышит о месте, где протянут руку помощи – согреют, дадут опору и веру в завтрашний день, помогут встать и сделать первый шаг на пути к себе, – призывают участницы проекта.

Социальная гостиница существует уже 25 лет, принять одномоментно она может до 10 женщин с детьми. Еще в Петрозаводске есть Мама-дом, где также находят приют женщины, пережившие насилие. Это те площадки, где никогда не скажут: “Сама виновата”. Добавим, что ежегодно через них проходит около ста женщин. Но пострадавших от насилия, конечно, больше. По статистике МВД Карелии, ежегодно в полицию обращается около 500 женщин. Причины разные – от побоев и причинения вреда разной тяжести до угроз убийством. Есть и смертельные случаи – от 10 до 20 в год. И это тоже только официальная статистика. А сколько женщин, которые просто не обращаются за помощью.

 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять