«Теплообмен»: как в Петрозаводске спасают ненужную одежду

«Теплообмен»: как в Петрозаводске спасают ненужную одежду


Благотворительный фонд «Теплообмен» существует в Петрозаводске уже пять лет. За это время открыто 5 благотворительных магазинов, установлено 16 ящиков для сбора вещей. Сейчас это уже настоящий сортировочный центр, где с утра до вечера идет прием, разбор и выдача одежды, обуви, других вещей.

Предыстория

О «Теплообмене» только ленивый не слышал. Туда с открытия самого первого магазина петрозаводчане несут вещи. Есть список того, что принимают, и что категорически не берут, к примеру, нижнее белье и носки. Их ни людям не отдашь, ни в переработку. Но правила и созданы, чтобы их нарушать. Поэтому приносят разное, и что-то приходится выкидывать. На этой неделе создателей фонда упрекнули в неэкологичности. В паблике «Подслушано в ПТЗ» появилось сообщение, что часть одежды, сданной в “Теплообмен”, оказалась в мусорном контейнере.

Я думал «Теплообмен» – это про помощь и про экологию. Каково моё удивление, что эти ребята оказались оборотнями вышесказанного, – написал петрозаводчанин.

К слову, мужчина выдвинул обвинение и не представился. Сообщение растиражировали СМИ, многие даже не удосужились взять комментарий у второй стороны. Наш портал это сделал. Руководитель сортировочного центра Любовь Рябоева пояснила, что, действительно, часть вещей приходится выкидывать.

Нам приносят обувь со сломанными каблуками, грязное нижнее белье, ломаные грязные игрушки, описанные матрасики детские, перьевые подушки с пятнами. Эти вещи мы не можем продать, отдать или сдать на переработку. Бесконечно несут болоньевые рваные пуховики, это даже не зашить, не обработать. Нам даже пластиковую посуду сдают – ломаную, колотую. Да, у нас девиз – подари вещи вторую жизнь. Но не грязной же вещи, не порванной. Мы не помойка, – говорят в фонде.

Любовь Рябоева пригласила журналистов нашего портала на экскурсию в сортировочный центр, обещала показать, что сдают, как идет сортировка и какие вещи бракуют. Отказываться от предложения не стали. Решили изучить вопрос досконально.

Куда сдать ставшие ненужными вещи?

«Теплообмен» принимает вещи в своих магазинах, сдать их можно и в контейнеры. Яркие «теплобоксы» расставлены в разных частях Петрозаводска, в том числе в крупных торговых центрах, у храмов.

Машина собирает вещи по адресам и везет в сортировочный центр на Краснофлотской, 34. Сюда, к слову, тоже можно приносить вторсырье. Через центр в месяц проходит более 60 тонн вещей. Это колоссальный объем, который мог бы мертвым грузом лечь на свалке, если бы не создатели «Теплообмена».

На входе большими буквами написано «Благотворительный магазин». Это первая точка фонда, где помимо сортировки идет выдача вещей нуждающимся.

Внутри развешана одежда, разложена обувь, расставлены игрушки, посуда, сувениры – яблоку негде упасть. Но прежде, чем попасть на вешалки, полки, стеллажи вещи проходят тщательную сортировку. Каждую детально рассматривают, прежде чем решить судьбу.

Как сортируют вещи?

Руководитель центра Любовь с улыбкой встречает нас и ведет к волонтерам, которые на столе разбирают мешки с вещами. С 10 утра до 20:00. Каждый – не меньше десяти за день. Среди них женщина – руководитель компании, мужчина с инвалидностью, подопечный Центра социальной адаптации «Другой формат». Всего в центре шесть постоянных волонтеров, есть те, кто приходит, когда может. Это люди разного возраста – от студентов до пенсионеров. Все они хотят помогать.

 

Нас приглашают к сортировочному столу. Уже вечер, поэтому большая часть поступивших вещей разобрана. Оставшееся делим на фракции:

  • Одежду, которая пойдёт в магазин на продажу.
  • Одежду, которая отправится на благотворительность.
  • Текстиль, пригодный к переработке. Его отправляют в Ивановскую, Московскую и Ленинградскую области.
  • Игрушки, книги.
  • Галантерея (сумки, рюкзаки).
  • Фурнитура (пуговицы, молнии)
  • Мусор.

На продажу годится только чистая и хорошо сохранившаяся одежда и обувь. Поэтому бракуются вещи рваные, с пятнами, со сломанными каблуками. Удивительно, но факт – такие приносят. К примеру, много курток из кожзама, который уже трещит и восстановлению не подлежит, много обуви с потертыми носами. Такое и на благотворительность не годится.

Мы не считаем людей малоимущих второсортными. Человек имеет право одеться хорошо. У них не хватает финансов, сложная жизненная ситуация сложилась. А дети маленькие. Они достойны самого лучшего. Ребенка надо чисто одеть, обувь хорошую предоставить.  А приносят скошенную, рваную. Как я могу дать? У нас же больше людей ниже среднего уровня достатка. Жалко людей. Хочется помочь, стараемся отобрать хорошее, чтобы люди чувствовали себя наравне со всеми, – говорит волонтер Татьяна.

Наиболее сохранившиеся вещи идут в магазины на продажу. Цены – социальные. Поэтому покупатели всегда есть. Для них все развешено, можно рассмотреть, потрогать, померить. Вырученные деньги идут для оплаты аренды, ЖКУ, работы команды, на транспортные расходы, закупку продуктов для приготовления комплексных обедов для граждан, оказавшихся в сложных жизненных условиях, приобретение ГСМ, многоразовых мешков, отправки вещей в районы Карелии и  на переработку.

Также в сортировочном центре есть помещения, где выдают вещи нуждающимся бесплатно. На столе журнал, в него вносятся фамилии, адреса людей – в день это около 30 человек. Плюс много вещей передают бесплатно в социальные центры Петрозаводска, мешками забирают одежду и обувь районы. Так при нас 11 мешков увезли в Деревянное, 17 – в Мелиоративный.

Ветошь отправляют в приюты для животных. И это тоже определенный текстиль – не любой. Не годятся синтепоновые пальто, ковры, синтетические футболки, свитера, уточняет Любовь Рябоева. Подходят ватные матрасы и одеяла, постельное белье, полотенца, х/б ткани.

Некоторые предметы одежды отправляются в частные мастерские апсайклинга, где из них делают новые необычные вещи. К примеру, берут ткани для пошива шоперов, аксессуаров. Мастерицам отдают пуговицы, молнии, бусины. Забирают и битое стекло, керамику – делают из них украшения. Есть индивидуальные заказы на костюмы для вечеринок и праздников – сотрудники подбирают варианты. Так в ход идут свадебные платья, блестящие наряды.

На переработку тоже принимают далеко не все, говорит руководитель сортировочного центра. Она показывает список того, что не берут – он внушительный.

В нем занавески, шторы, изделия из кожи, меха из заменителей, куртки, пальто, шубы, пуховики, ветровки, комбинезоны, одеяла, пледы, нижнее белье, носки, галстуки, шапки, вещи из синтетики, шелка, гипюра, шифона. То есть ассортимент того, что можно привезти, ограниченный. Для повторного использования подходят прежде всего ткани из натуральных волокон — хлопка, шерсти, льна. Вещи могут быть рваные. Но они должны быть также чистыми, без запаха. В месяц в Московскую, Ленинградскую и Ивановскую области отправляют 25 тонн вещей.

Вот эти вещи – за месяц комната в 40 кв метров набивается доверху. В планах дойти до цифры 30 тонн.

По статистике только 5-10% вещей идет на продажу или благотворительность, 60% отправляется на переработку, треть оказывается в мусорном контейнере. И это нормально.

Волонтеры в день перебирают по 10—20 мешков вещей

“Можно, конечно, не принимать сразу то, что мы не берем по правилам”, –  говорит руководитель сортировочного центра. Тогда процент выкидываемых вещей станет меньше.

Но мы стараемся людей не задерживать. Принимаем все, доверяя им, а потом разбираем. Это занимает много времени. И потраченного впустую, когда приходится выкинуть несколько мешков, жалко. Но это тоже наша работа. Кто-то должен этим заниматься, – говорит Любовь Рябоева.

Каждый сортировщик разбирает в среднем по 10-20 мешков (около 100-200 кг) одежды в день. Не самый лёгкий труд, но волонтеры чувствуют важность проекта, не ленятся, и прежде чем выкинуть вещь, долго рассматривают ее. К примеру, принесли пуховик с пометкой «сломана молния». «Тепломен» не мастерская, здесь нет швейных машин. Но если сама куртка хорошая, то ее не выкинут, постараются найти решение. Или принесли старую эмалированную кастрюлю – грязную. Любовь отмывает ее с помощью чистящих средств, чтобы отдать в приют для собак. Из нее получится хорошая миска. То есть то, что можно пристроить и подлатать – здесь латают и пристраивают. А еще собирают и сдают полиэтиленовые пакеты, макулатуру.

Уже на выходе из магазина встречаем постоянную покупательницу. Среди множества отобранных волонтерами вещей она выискивает одежду для себя и внуков.

Беру обувь. У детей ноги быстро растут. Только 37 размера были ботинки, уже 38. Не напокупаешься. То же самое футболки, брюки – беру на дачу. Магазин хоть и благотворительный, но необязательно для малоимущих. Сюда люди разного достатка приходят. Что-то свое привозят, что-то себе находят.  У кого-то молния, к примеру, на куртке порвалась. Менять дорого, можно здесь купить вещь подешевле. Есть свои плюсы. У меня мама лежала дома.  Мне нужные были памперсы, они дорогие. Мне нужен был противопролежневый матрас. Девочки все дали. У людей у многих такая ситуация. Кому-то коляска инвалидная нужна, кому-то палочка ходить, кому-то автокресло. Все это здесь можно найти, – говорит покупательница.

Спрос большой. Недавно открыли еще один – пятый магазин в городе. Количество ящиков для сбора вещей тоже постоянно растет. Видно, что люди нуждаются в таких благотворительных пространствах.

После статей в СМИ о выброшенных в контейнеры вещах, говорит руководитель сортировочного центра Любовь Рябоева,  сначала плакала, а потом взяла себя в руки и приступила к сортировке. Раскисать некогда. Помощь людям нужна ежедневно. Впереди Чистый четверг – день, когда люди стараются очистить дома от ненужных вещей. Нагрузка вырастет. Но когда отдаешь очередную партию в район или в приют, или просто одинокой маме, понимаешь, что все не зря.

Для справок: текстильная индустрия находится на втором месте по уровню загрязнения окружающей среды после нефтегазового сектора? Ежегодно в мире выпускается порядка 100 млрд предметов одежды и аксессуаров. 60% из них попадает на свалку.

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять