Ладожские дыры. Из нацпарка в Карелии изъяли большой участок и отдали на полвека москвичам

Ладожские дыры. Из нацпарка в Карелии изъяли большой участок и отдали на полвека москвичам
Нацпарк "Ладожские шхеры". Фото из архива Игоря Подгорного


Как такое происходит, кто эти счастливчики и кто может за ними стоять.

Чудеса продолжаются в парке «Ладожские шхеры» в Карелии. Чудеса на виражах, если посмотреть на контуры приладожских дорог. Почти три десятилетия общественность и экологи добивались создания парка в Северном Приладожье, чтобы не допустить уничтожения заповедной территории Ладожских шхер. Парк в итоге был создан в 2017 году. Но посягательства на него не прекращались никогда, в том числе после создания. Оно и понятно – красивая заповедная природа, Ладога, два часа на машине от Петербурга. Райские места.

В разное время то часть парка хотели отдать в аренду лесозаготовительным и горнодобывающим компаниям, то пытались передать часть земель нефтяной компании под строительство «социально-значимых объектов». В 2022 году вдруг выяснилось, что в нацпарке спокойно работают далекие от экологии форелеводы, а их участок прямо в границах «Ладожских шхер» почему-то не вошел в парк.

Парк “Ладожские шхеры”

Дайте, пожалуйста, вот этот участок
И вот новая история. 1 апреля 2024 года московское ООО «Научно-производственная организация «Институт экологии землепользования» выиграло торги на право аренды охотугодий «Рауталахти» площадью 2,3 тысячи гектаров. Участок еще недавно относился к территории нацпарка «Ладожские шхеры», откуда был стремительно изъят в 2023 году. Торги организовало Минприроды Карелии. В результате торгов названный выше институт получил участок в качестве охотхозяйства в аренду на 49 лет за 8,6 миллиона рублей. Отметим, что столько сейчас стоит 2-3 комнатная квартира в Петрозаводске.

Схема всего участка из аукционной документации

Самое интересное, что для того, чтобы получить этот кусок заповедной территории, названному институту не потребовалось много усилий. В 2022 году именно эта организация обратилась к федеральным властям с просьбой изъять участок из границ парка для ведения здесь рекреационной деятельности. Об этом подробно в прошлом году писал «Коммерсант».

Как рассказывало издание, в мае 2022 года ООО «Институт экологии и землепользования» попросило у федеральных властей исключить полуостров Рауталахти из нацпарка. Директор ООО Ирина Гукасян сообщила о планах «рекреационной деятельности с возможностью частичной застройки объектами рекреационного назначения».

Экологи тогда возмутились, ведь действующее законодательство запрещает исключать земли из состава нацпарков. Они высказали мнение, что принятие документа создаст опасный прецедент для всей заповедной системы. Несмотря на возмущение экологов, ученых и общественников, которые собрали несколько тысяч подписей, Минприроды РФ пошло навстречу москвичам и в 2023 году вырезало участок из парка. И вот сейчас, 1 апреля 2024 года, его получил в аренду тот самый институт, с которого все и началось.

Этот участок перестал быть частью парка

Справедливости ради отметим, что в парк добавили лесные участки аналогичной площади вблизи поселков Рюттю и Импилахти. Но этот участок в самом центре «Ладожских шхер» (смотрите карту выше) все же перестал быть парком. Названные угодья около Рауталахти расположены на юго-западном участке Сортавальского района и северо-восточном участке Лахденпохского района. По словам экологов, это одни из самых ценных земель парка. Большая часть полуострова Рауталахти – малонарушенные леса, здесь водятся краснокнижные животные и птицы.

Охота или элитная недвижимость?
Откуда такая щедрость у чиновников Минприроды? Что это за привилегированный институт со статусом коммерческой организации, ради которого потребовалось «дырявить» недавно созданный нацпарк? Будет ли здесь вестись охота или выведенные из границ парка территории пойдут под застройку, например, элитной недвижимостью? Или может здесь появится туркомлекс?

Мы обратились в Минприроды Карелии, которое как инициатор проведения аукциона, может и должно знать о планах арендатора и причине выведения участка из границ парка. Но в ведомстве сообщили, что не знают, какая именно деятельность будет вестись на этом участке, и порекомендовали обратиться к победителю торгов. В то же время в Минприроды сообщили, что данный участок отдан в аренду именно как охотугодья в рамках Федерального закона «Об охоте…».

Согласно закону, охотхозяйственные соглашения заключаются с юрлицами в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство. Срок таких соглашений – от 20 до 49 лет. При этом, по закону, через 49 лет соглашение может быть продлено без проведения аукциона. В обязанности арендатора входят мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создание охотничьей инфраструктуры.

Нацпарк “Ладожские шхеры”. Фото из архива Игоря Подгорного

Так может ли там появится что-то, не связанное с охотой? Ответ на этот вопрос прописан в находящейся в открытом доступе аукционной документации. Согласно соглашению, на участке «Рауталахти» запрещено проведение сплошных рубок леса, ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения, пчеловодства и товарной аквакультуры (то есть форелевое хозяйство там создать можно). Также запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений, объектов, необходимых для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Еще в документации есть интересный пункт:

Победитель аукциона «заключает договор аренды лесных (и земельных – прим ред.) участков, расположенных в границах охотничьего угодья, необходимых охотпользователю для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением».

Обратите внимание на последние слова. Выходит, что с охотой объекты могут и не быть связаны. Тогда что там будет?

Институт или коммерческое предприятие?
Мы решили последовать совету Минприроды Карелии. Портал «Карелия.Ньюс» неоднократно пробовал дозвониться до НПО «Институт экологии землепользования» по единственному указанному на сайте телефону. Но телефон либо не работал вовсе, либо шел сброс. В итоге мы отправили официальный письменный запрос на адрес института, где попросили рассказать о планах на арендованный участок.

В ожидании ответа решили найти в открытых источниках информацию о данной организации. Если посмотреть на данные ЕГРЮЛ и на проекты с участием этой компании, то увидим, что это вовсе не институт в привычном понимании, а обычная коммерческая фирма. Точнее, не обычная.

ООО «НПО «Институт экологии землепользования» занимается, если читать информацию на сайте, комплексной реализацией проектов, связанных с компенсацией негативного воздействия на окружающую природную среду при строительстве различных видов объектов, в том числе в заповедниках и нацпарках.

Ниже чуть понятнее: институт занимается разработкой документации для объектов инфраструктурного строительства, а также проведением экологического аудита. Кроме того, выполняет землеустроительные и кадастровые работы и услуги, а также занимается переводом земель из одной категорию в другую.

Фактически организация существует с 2010 года и ранее называлось просто «Институт экологии землепользования». По открытым данным, ее учредили Ирина Макаренкова и Елена Каравась. Скромная на вид компания практически со старта стала подрядчиком в крупных и даже знаковых для страны проектах. Например, в 2012–2013 годах работала на олимпийских стройках в Красной Поляне в Сочи.

При этом до 2017 года все время почему-то приносила убытки. Только в 2018 и 2019 годах она отчиталась о чистой прибыли в 18 и 15 млн руб. По итогам 2022 года фирма вновь показала убыток в 1,7 млн руб. А в ноябре 2023 года институт и вовсе был ликвидирован.

При этом он не прекратил работу, потому что ранее, в 2014 году, в Москве был зарегистрирован еще один «Институт экологии землепользования», но уже с приставкой «научно-производственная организация». Совладельцами этого нового института, согласно данным ЕГРЮЛ, выступили Алексей Ходяков и Микаэл Арамян, должность гендиректора в 2021 году заняла Ирина Гукасян.

«Охотники» из Рауталахти
Кто же эти трое, которые теперь на 49 лет стали арендаторами лакомого кусочка на полуострове Рауталахти в Карелии? Об Алексее Ходякове известно мало. Людей с таким именем и фамилией много. Однако, СМИ и ТГ-каналы, которые также интересовались историей с «Ладожскими шхерами», утверждают, что интересующий нас Алексей Ходяков – это 42-летний уроженец подмосковного Пушкино, работал когда-то в московском метрополитене, в компании «Русский уголь» и в одной из московских коммунальных компаний. А в 2013 году окончил Российский государственный университет туризма и сервиса. И это все про него.

Микаэл Ашотович Арамян – второй учредитель института. Это имя полностью совпадает с именем, отчеством и фамилией 31-летнего актера сериалов и кино, а также телеведущего армянского происхождения. Он известен по сериалам «Крестный» и «Лестница в небеса». В общем, личность публичная и известная. Зачем ему, если это он, понадобилось учреждать какой-то далекий от кино институт и потом арендовать охотугодья – сказать сложно.

Актер Микаэл Арамян, фото: скриншот из видео

О директоре Научно-производственного «Института экологии землепользования» Ирине Гукасян известно больше как об Ирине Макаренковой, которая значится учредителем ликвидированного института и директором работающего института. О том, что Макаренкова и Гукасян одно лицо подтверждают один для обеих ИНН и данные на сайте www.audit-it.ru, где легко можно проследить всю цепочку должностей Ирины Владимировны. Скорее всего, Ирина Макаренкова просто сменила фамилию на Гукасян в 2020 году, вероятно, после замужества.

Если все так, то директор арендатора участка в Карелии Ирина Гукасян (Макаренкова) – биолог, кинолог, автор популярной книги «Чушь собачья. Как не испортить удовольствие от появления собаки в твоей жизни». В описании в книжных магазинах также сказано, что она работала сельским агрономом, микробиологом, а сейчас успешно занимается бизнесом.

Единственную ее фотографию мы нашли на сайте коллег из “Комсомольской правды” в списке экспертов.

Фото: kp.ru

Научно-производственный «Институт экологии землепользования» также как и его предшественник без приставки – обслуживает крупные проекты. Компания сопровождала строительство моста через Керченский пролив в Крым, кольцевой в Москве, модернизацию Транссиба и БАМа. В общем, проекты серьезные и плохо увязываются с названными выше руководителями.

Роман Абрамович и его проекты
И теперь к самому интересному. Всех ведь интересует вопрос – почему молодому актеру, бывшему работнику метро и кинологу, или их полным тезкам, могли отдать в аренду на полвека ценные земли карельского Приладожья, изъяв их из границ нацпарка.

Роман Абрамович в Карелии. Скриншот с видео

И тут мы выходим опять на уважаемое издание «Коммерсант», которое еще несколько лет назад рассказало, что в 2021 году известный бизнесмен Роман Абрамович учредил фирму «Управляющая компания «Норд Эстейт» в карельском поселке Кортела на границе с «Ладожскими шхерами». По данным «Коммерсанта», вновь созданная компания купила участок на берегу Ладожского озера для строительства дома для нужд бизнесмена и высококлассного рекреационного комплекса.

К слову, три года назад Абрамовича лично видели в Карелии и даже сняли видео, как он передает привет некой Надежде Капкиной. Видео опубликовали наши коллеги с сайта “Губерния Daily”. Кстати, вероятно привет бизнесмен передавал жительнице города Сортавала Надежде Капкиной, ее страница есть в ВК.

Портал «Карелия.Ньюс» легко проверил, что федеральное издание ничего не выдумало. В открытых данных всероссийской проверки контрагентов «За честный бизнес» легко можно найти эту компанию и всю информацию о ней. ООО «Управляющая компания «Норд Эстейт» создано в 2021 году по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, с.п. Мийнальское, п Кортела, кв-л 2202, д. 1688.

Найти такой дом на карте оказалось невозможно. Директор компании – Елена Рыскина. Учредитель и единственный собственник компании, как гласит запись, Роман Аркадьевич Абрамович. Количество работников еще в 2022 году было 9 человек, а в 2024 году выросло до 27. Видимо, что-то здесь зреет.

Есть открытая информация и о финансовом состоянии компании. В 2021 году компания из Кортелы показала почти 5 млн рублей прибыли. А через год – в 2022 году – уже более 25 млн убытков. При этом выручка у нее по году составила 209 млн рублей. Сумма немаленькая.

Чем же занимается «Норд Эстейт» и может ли она быть связана с изъятием участка нацпарка и «Институтом экологии землепользования»?

Десять бань и новая дорога
Действительно, чем занимается «Норд Эстейт»? В документах основной вид деятельности компании Абрамовича – управление недвижимым имуществом. При этом ни сайта, ни группы, ни контактов для связи у компании нет. Нет даже визитки.

К нашему удивлению, о деятельности компании мы узнали на сайте поиска работы hh.ru, где компания размещала информацию о вакансиях. Там написано, что компания «Норд Эстейт» – это управляющая компания круглогодичного курорта в Карелии, созданного командой проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Проект в Карелии описан как курортная резиденция для проживания гостей, друзей и участников проекта, а именно художников, музыкантов, актеров, архитекторов, а также сотрудников проекта.

Названия курорта при этом нигде нет. Вообще, нигде! Очевидно, что это не рядовая база отдыха (стал бы ей Абрамович заниматься), а что-то куда более серьезное. Мы решили поискать новые туробъекты такого масштаба в районе, где Абрамович зарегистрировал свою компанию и где находится тот самый изъятый из парка участок. Нашли мало. Наиболее подходящий под критерии – туристический комплекс «Aldauga» в Лахденпохском районе. О нем в конце 2023 года рассказали Корпорация развития Карелии и Минэкономразвития РК, назвав его уникальным инвестиционным проектом в сфере travel-индустрии.

Туристический комплекс «Aldauga». Фото Минэкономразвития РК

В состав туристического комплекса, как рассказали чиновники, войдут коттеджный городок из девяти коттеджей и виллы, спа-центр с десятью банями, фитнес- и велнес-центры, ландшафтный экопарк и арт-пространство. Строительство первой очереди туристического комплекса начнется в 2024 году. При этом для реализации инвестпроекта земельный участок переведут из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения. Связан этот новый туробъект с компанией «Норд Эстейт» или нет, нам точно выяснить не удалось.

В карельском Минэке на этот вопрос нам не ответили. При этом местные жители в соцсетях прямо говорят, что это объект Абрамовича. Но мало ли что говорят местные.

Тогда мы решили проверить, где именно находится этот объект, не на том ли самом изъятом из парка участке. Оказалось, что нет. Новый туркомплекс, который приписывают Абрамовичу, хоть и находится недалеко от Кортелы, но расположен (смотрите левый нижний угол карты) в другой стороне от изъятого участка парка.

Изъятый из парка участок (картинка внизу совпадает с контуром полуострова)

Отметим и еще один интересный факт, на который еще в прошлом году обратил внимание наш коллега, фотограф Игорь Подгорный. А именно на новую дорогу, въезд на которую преграждает шлагбаум и будка охраны. Вот дорога как раз ведет через изъятый из парка участок вблизи того самого полуострова Рауталахти и заканчивается у залива Койлахти.
И тут уже впору вспомнить про слухи, разговоры и даже публикации про целую сеть крутых баз, дач и резиденций, которые тайно могут находиться в этих местах. Места ведь здесь дикие, заповедные.

Итак, если подытожить. Понятно, что ничего не понятно. Вопросов больше, чем ответов. Мы не можем утверждать, что закрытая для простых смертных дорога на изъятый из парка  участок, деятельность странной и зарабатывающей по 200 млн рублей компании Абрамовича «Норд Эстейт» в Карелии, новый туркомплекс «для друзей», непонятный институт-фирма с вызывающими удивление руководителями, легко и за дешево получивший на полвека ценнейшие угодья – мы не можем утверждать, что все это звенья одной цепи.

Но и нормой, обычными делами, рядовой историей все это, согласитесь, не назовешь. В этой истории понятно одно – без чудес здесь не обошлось. Ведь каждый знает, что у нас обычный-то участок земли на берегу водоема просто так не получить, а тут Ладожское озеро и гигантский кусок земли, изъятый из национального парка. Впрочем, когда-нибудь мы обязательно узнаем, что все это было.

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять