Врач психиатр-нарколог Республиканского наркологического диспансера Анна Одинцова о том, на какие уловки попадают будущие наркоманы, и что происходит с их организмом.
Когда речь заходит о наркотиках, многие автоматически задумываются о зависимости. Представляют карикатурный образ какого-то опустившегося киношного наркомана и думают:
Со мной такого никогда не случится, я только попробую и все».
Кажется, что должно пройти много времени, прежде чем появится зависимость и риск превратиться вот в такого вот воображаемого товарища. Но есть две вещи, которые никто не учитывает.
Во-первых, зависимость (и от наркотиков, и от алкоголя) начинается задолго до того, как человек становится внешне похож на типичные образы из масс-медиа. Когда изменения становятся очевидными для окружающих – ситуация уже давно вышла из-под контроля.
Во-вторых, особенности современных наркотиков таковы, что потребитель может пострадать от физического вреда здоровью еще до того как зависимость развернется в полную силу. Эти особенности обусловлены тем, что большинство таких психоактивных веществ – стимуляторы. Если в двух словах, то они заставляют все системы организма работать на износ, и чем больше доза и период употребления, тем хуже последствия. Это могут быть инфаркты и инсульты, в том числе со смертельным исходом – сердечно-сосудистая система, даже в молодом возрасте, просто не выдерживает зашкаливающей нагрузки.
Частое осложнение – психозы, когда человек теряет связь с реальностью из-за нарушения биохимических процессов в мозге. При этом он может быть опасен как для себя самого, так и для окружающих, а смертельным осложнением такого состояния без своевременной медицинской помощи бывает отек мозга.
Помимо общих рисков, связанных с наркотизацией (несчастные случаи, криминал, незащищенный секс и заражение инфекционными заболеваниями), опасными осложнениями часто становятся крайнее истощение организма (в случае потребления стимуляторов «марафонами» долгое время без перерывов) и тяжелые депрессии в период отмены наркотика.
Про депрессии в отмене хочется сказать отдельно. Наркотик не привносит в наш организм ничего нового – это важно понять.
Наркотик – это не эйфория в чистом виде. Он лишь стимулирует определённые области головного мозга, заставляя наш мозг выделять его собственные химические вещества, влияющие на его собственные рецепторы.
Наркотик запускает биохимическую реакцию, а ресурсы расходуются наши собственные. Расходуются в огромном количестве, не так, как в нормальной жизни. И естественно, не успевают возобновляться. Поэтому нет ничего удивительного, что при истощении этих ресурсов человек проваливается в депрессивную яму. У него в мозге просто истощились ресурсы, которые в норме должны обеспечивать хорошее настроение, мотивацию и желание жить.
О чем такой человек начинает думать? Конечно, о веществе, которое обеспечивало ему эйфорию. Вот вам и психическая зависимость. Хотя он еще вовсе не тот страшный наркоман с картинки, как все себе представляют. Он, может быть, просто в отпуск съездил и за компанию, за интерес употреблял на вечеринках неделю подряд. А теперь он на крючке, слезть с которого не так-то просто.
И еще одна особенность современных психостимуляторов – быстрый исход в психоорганический синдром. Это значит, что у тех, кому повезло иметь достаточно крепкое здоровье, чтобы не умереть от острых осложнений потребления, через несколько лет развивается хроническое органическое поражение мозга. При этом страдают интеллект, память, способность выражать эмоции. Чем в более юном возрасте человек начал употреблять, тем серьезнее эти нарушения. Повторюсь – хронические. Вернуть состояние мозга, как было до, уже не получится.
Вся эта информация не новейшие открытия. К сожалению, самый стойкий миф, которым руководствуются люди «а вот один мой знакомый пробовал, и ничего не случилось». Но никто почему-то не задумывается о том, что у врачей, предостерегающих людей от употребления, таких «знакомых» – целые палаты и отделения.