В Национальном театре прошел премьерный показ притчи «Семь сов»

В Национальном театре прошел премьерный показ притчи «Семь сов»
Фото: Юлия Утышева


Притча со сказочными мотивами, поставленная в форме кабаре с зонгами. Вот таким многослойным получился новый спектакль Национального театра Карелии “Семь сов” (12+) в постановке московского режиссера Юлии Беляевой.

Как и велит форма, в спектакле есть конферансье. Его играет Ксения Коган. С первых минут она вовлекает в действо, активно цитируя Брехта и напоминая о предназначении театра.

С давних времен задача театра, как и всех других искусств, заключается в том, чтобы развлекать людей. Это всегда придает ему особое достоинство; ему не требуется никаких иных удостоверений, кроме доставленного удовольствия, но зато оно обязательно. И если бы театр превратили, например, в рынок морали, это отнюдь не было бы для него повышением в ранге. Напротив, скорее пришлось бы беспокоиться о том, как бы такое превращение не принизило театр, – четко скандирует Ксения.

Фото: Юлия Утышева

От напора вжимаешься в кресло и понимаешь, что впереди тебя ждет что-то грандиозное.

Номера кабаре сменяют друг друга. «Трудись, молись и черта сторонись», – танцуя, напевают главные герои пьесы – мельник Гюнтер и его жена Альма. У них свой бизнес, доставшийся по наследству. Они мелют муку и живут в свое удовольствие. По соседству с ними, на чердаке, обитает семейство сов – мама, папа, двое детей, двое невылупившихся птенцов и бабушка. Они оберегают мельницу от мышей. Это такое взаимовыгодное существование, которое в какой-то момент, начинает напрягать хозяев.

Эту историю, изначально написанную для анимационного фильма Владимиром Геллером, режиссер Юлия Беляева прочла еще в сценарной мастерской Александра Гоноровского, где училась. И она вспомнила о тексте, когда искала пьесу для подростков, которую еще никто не ставил. Таким было условие гранта, предоставленного для постановки Национальному театру Карелии Российским фондом культуры.

Я написала Володе, он сказал, что переделает сценарий. Написал, что про театр ничего не знает, но справится. Получилось кабаре. Я попросила зонги написать, – рассказывает Юлия. Работать, когда автор жив, очень ответственно. Сегодня он будет на премьере, приедет с женой, и мы ужасно волнуемся, что он скажет.

режиссер Юлия Беляева

Юлия Беляева – известный в России режиссер. Последние годы она колесит по стране и ставит спектакли в разных городах. В этом году, к примеру, для Московского театра юного зрителя “Вальс простого карандаша” по сказкам Евгения Клюева, а последний месяц жила в Петрозаводске. Привезла с собой целую команду мастеров – главного художника Национального Коми-Пермяцкого драматического театра в Кудымкаре Любовь Мелехину, хореографа из Санкт-Петербурга Максима Пахомова, художника по свету из Ярославля Дмитрия Зименко, композитора из Москвы Николая Бабича. Все, как и она, активно работающие в разных театрах. Вместе с сотрудниками Национального театра, а отличились все: и пошивочный цех, и столярный, и, конечно, сами артисты, они создали новый спектакль. Говорит, сработались, получилась, действительно, команда.

Прекрасные ребята. Очень способные. Даже если что-то не получается, человек будет думать, соображать, приносить идеи– неуспокоенность такая очень подкупает. По-хорошему студенческий настрой. В команде предлагали, придумывали, отказывались. Несмотря на то, что постановочные сроки наши – чуть больше месяца, диалог сложился, команда случилась, – говорит Юлия.

Главных героев играют Глеб Германов и Анастасия Айтман – молодые артисты. Изначально, делится Юлия Беляева, думали, будут постарше. Но не жалеет, ребята вписались. На сцене они хулиганили, азартно танцевали, любили и страдали. Маму и папу сов сыграли заслуженные артисты Карелии Людмила Исакова и Алексей Белов. Их герои – полная противоположность семейства мельника – домовитые, заботливые, спокойные, у них дети, с которыми они играют в лото, музицируют. К слову, их сыграли сын Алексея Белова Степан и дочь завлита театра Ирэна Жемгулите. Без особого театрального опыта, они вжились в роли совят. И, правда, кажется, брат и сестра. Бабушку играет Эмиль Сагдиев. Он же летчик.

Должно было быть семь сов, а малая сцена. Мы думали, что старушка будет где-то в углу тихо кряхтеть, а Эмиль, работая над образом, много чего придумал, и у него в итоге две полноценные роли получились, – говорит режиссер.

Углубил свою роль и заслуженный артист Владимир Сотников, он играет Весельчика – это такой искуситель. «Совы не так просты, как кажется», – поет он и вносит в этот хрупкий мир на мельнице сомнение. Не будем пересказывать историю, это нужно видеть. Скажем одно – она злободневна. Современный театр не может быть вне временного контекста, в котором живет.

Хочется зрителю ставить непростые задачи иногда. Текст, который Ксюша Коган говорит вначале – это текст Брехта. Это про какое-то усложнение, многослойность. Зритель начинает думать, почему такая форма, что такое зонг. Мы, когда выбирали пьесу, понимали, что это не детский материал. Не знаю, как театр будет с этим справляться, мы уже обсуждали, каким буквами писать название «Семь сов», чтобы не привели малышей, которые очень любят совят. Не надо. Он скорее для семейного просмотра. Если я приду с 16-летним ребенком, нам будет о чем поговорить, потому что тема непринятия, травли, насилия, предательства. Это острая тема, которая может быть важной для разговоров, обсуждения важных вопросов.  Подростки смогут понять. И у них будет свой взгляд. Им интересно разгадывать загадки, – говорит Юлия Беляева.

Прописные истины в духе «сказка ложь, да в ней намек» мало кому понравятся, намного интереснее самому делать выводы, рассуждать и чувствовать, говорят в театре. Спектакль дает повод для активного диалога. История рассказана максимально честно, и счастливого финала ждать не приходится. Легче всего думать, что зло случается по воле обстоятельств. Но человек должен понимать, что нет никаких внешних сил. Все зависит конкретно от нас самих. И за каждое решение будет плата.

Спектакль еще встает на ноги, многие вещи в процессе. Кажется, именно потому, что есть объем, тема, есть куда развивать. Я верю в ребят, они войдут во вкус и задышат. Вы придете через полгода, и это будет более легкий спектакль. По форме кабаре – это легкий жанр. В этом есть и обманка, и объем. Пир во время чумы, – шутит Юлия Беляева.

В следующий раз спектакль можно будет увидеть только в новом году – 30 января. А режиссер Юлия Беляева планирует вернуться в столицу Карелии летом – совместить приятное с полезным – и спектакль еще раз посмотреть, и республику. За месяц она успела побывать только в горном парке “Рускеала”. В планах “Кижи”, но это летом, когда будет тепло.

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять