Явление «Цифровое неравенство» изучают специалисты Института экономики КарНЦ РАН. Оно ведет к ущемлению возможностей. Особенно это заметно при сравнении цифровизации больших городов и малых сел. Однако на уровне отдельных районов и поселений это явление практически не изучается, говорят ученые. Новый их проект позволит оценить цифровой разрыв на муниципальном уровне.
Цифровой разрыв объективно существует. Оценить масштаб проблемы на районном или поселенческом уровне сложно из-за нехватки информации: о количестве компьютеров, скорости интернета, стоимости тарифов. Идея проекта заключается в том, чтобы альтернативным способом посмотреть разницу и выявить уязвимые территории, – рассказал Егор Прокопьев, руководитель исследования, старший научный сотрудник отдела моделирования и прогнозирования регионального развития Института экономики КарНЦ РАН.
В качестве объекта изучения выбраны социальные сети, а точнее – официальные группы местных органов власти в соцсети «ВКонтакте».
Поскольку соцсети без интернета не могут существовать, то по времени их появления можно понять, насколько различаются скорости цифровизации. По косвенным признакам мы можем оценить интенсивность использования интернет-технологий, степень их развития и препятствующие факторы, – пояснил исследователь.
География проекта охватывает все регионы Северо-Западного округа РФ, кроме Санкт-Петербурга, временные рамки – с 2011 по 2022 год. На первом этапе целью ученых было выявить факторы, способствующие появлению официальных групп в соцсети «ВКонтакте» у муниципальных образований СЗФО. Для этого ученые обследовали на наличие госпабликов более тысячи городских и сельских поселений и двухсот районов.
В целом для всех типов муниципальных образований положительно значимыми оказались численность населения, размер доходов и расходов бюджета. При этом для районов отмечена прямая взаимосвязь с уровнем бюджетной самостоятельности, а для поселений – с размером средней заработной платы.
Влияние главы муниципального образования отличается на районном и поселенческом уровне. Так, для районов приход «варяга» повышал шансы появления группы в «ВК», так как у него была необходимость познакомится с местным населением и показать результаты своей работы. Для поселений значимым фактором оказался возраст: более молодые главы охотнее внедряют в работу социальные медиа.
По словам Егора Прокопьева, несмотря на то что сегодня по закону все муниципальные образования обязаны иметь официальные группы в соцсетях, ситуация на уровне поселений далека от этой картины. К концу 2021 года, действительно, практически во всех районах и городских округах регионов СЗФО были созданы официальные группы. Но, что касается поселений, на начало 2023 года только 65% из них имели паблики. В лидерах – Ленинградская и Вологодская области.
В Карелии первый госпаблик появился в Питкярантском районе в 2012 году. Среди поселений первым – на год раньше, чем Петрозаводск – создало страницу в «ВК» Мегрегское сельское поселение Олонецкого района в 2014 году. В 2022 году, по данным исследования, самыми активными в «ВК» оказались жители Олонецкого района, среди поселений – Рабочеостровского сельского поселения Кемского района. По доле подписчиков относительно численности населения в лидерах Куганаволокское сельское поселение Пудожского района. В его группе количество подписчиков вдвое превышает численность жителей. Это может говорить о том, что, даже переезжая, люди не теряют связь с родной деревней.
Впереди у ученых большая работа по анализу содержания пабликов органов власти, в том числе с помощью нейросетей, и оценке вовлеченности населения в их активность. Для этого уже собрано 900 тысяч постов. Будет создана система показателей, измеряющих цифровой разрыв в сфере использования социальных медиа для нужд местных администраций.
Исследование проводится в рамках научного проекта «Цифровой разрыв и местные администрации: взгляд через социальные медиа», поддержанного грантом Российского научного фонда.