В Законодательном собрании Карелии обсудили новый закон, который не стыкуется с реалиями.
В карельском парламенте прошло совещание по реализации в Карелии Федерального закона «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон вступил в силу с 1 марта 2023 года и уже вызвал множество вопросов. Совещание провела председатель Комитета по агропромышленной политике, природопользованию и экологии Марина Гуменникова. В нем приняли участие представители Министерства сельского и рыбного хозяйства республики, Управления Росприроднадзора и Россельхознадзора по Карелии, республиканского Центра ветеринарии и консультирования, руководители республиканских сельхозпредприятий и фермерских хозяйств, а также Уполномоченный по правам предпринимателей Карелии.
Федеральный закон вводит понятие «побочные продукты животноводства» (это навоз, помет и др.), а также регулирует их обращение в сельском хозяйстве. По новым требованиям они должны храниться на специально оборудованных площадках, исключающих контакт с почвой. Перед внесением на поля ППЖ необходимо переработать. Чтобы перейти на новую схему обращения, фермеры и предприятия до 1 мая должны были уведомить об этом Россельхознадзор.
Однако на данный момент фермеры столкнулись с объективными трудностями, по сути, оказались не в состоянии выполнить новые требования. Так, по словам министра сельского и рыбного хозяйства республики Ольги Палкиной, хранение и переработка навоза допускается только на специализированных площадках, построенных по утвержденным требованиям. По предварительным расчетам, строительство одной такой площадки потребует порядка 20 млн рублей. Количество площадок, необходимых каждому предприятию, зависит от размеров самого сельхозпредприятия. На сегодня у большинства республиканских сельхозпроизводителей и фермеров нет финансовой возможности создать такую инфраструктуру.
Кроме того, собственник продуктов жизнедеятельности после их обработки и переработки обязан регулярно проводить его исследование в специальных аккредитованных лабораториях. По словам Ольги Палкиной, в Карелии нет такой лаборатории, а ближайшая – в Санкт-Петербурге.
Не меньше сложностей и с продажей навоза. Сегодня его реализация разрешена только юридическим организациям, индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Физическим лицам закон не позволяет продавать.
В результате возникает абсурдная ситуация, когда побочные продукты животноводства хозяйствующие субъекты не могут реализовать, а граждане – приобрести, при этом со стороны последних имеется на них огромный спрос», – отметила Ольга Палкина.
Представители сельхозпредприятий отметили, что готовы исполнять требования законодательства, но опасаются, что в текущей экономической ситуации это поставит их деятельность под угрозу. И будет уже не до реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по созданию крестьянских (фермерских) хозяйств в области животноводства.
Сегодня мы предоставили площадку для всестороннего обсуждения вопроса, чтобы выслушать предприятия, исполнительную власть, надзорные органы, – прокомментировала ситуацию Марина Гуменникова. – Это совершенно новый отраслевой закон, нам важно адаптировать его к реалиям. Кроме того, важно не забывать, что он направлен и на охрану окружающей среды. Именно поэтому перед нами стоит задача сохранения баланса интересов для всех сторон. Очевидно, что нашим предприятиям требуется некий переходный период для того, чтобы они смогли исполнять все требования нового законодательства, и, возможно, новые меры поддержки».
По словам депутата, в ближайшее время Комитет по агропромышленной политике, природопользованию и экологии выйдет с предложениями на федеральный уровень по внесению изменений в действующее законодательство.