Новая героиня «Кофе со сливками» – Виктория Вовк, признанная лучшей спортсменкой Карелии по итогам 2022 года.
Виктория Вовк – двукратная чемпионка мира и пятикратная чемпионка России по карате. Одним движением руки (или ноги!) она разбивает доску толщиной 2,5 см. А еще – учит карате детей и взрослых, преподает йогу, танцы, тренирует лучшие в Карелии команды по фитнес-аэробике и занимается триатлоном.
По итогам 2022 года представитель Центра спортивной подготовки Виктория Вовк была признана лучшей спортсменкой Карелии. Вика всегда в движении. Она никогда не останавливается. Она – огонь, но далеко не все понимают, каким трудом ей удается все время гореть и зажигать других. Об этом мы и поговорили, поймав чемпионку между соревнованиями, сборами, йогой, танцами и разбиванием досок. Кстати, это интервью выходит в день рождения Виктории, и мы от души ее поздравляем!
«Когда иду по улице, всегда чувствую, что происходит сзади»
– Я тут как-то видела в интернете короткий клип, как ты разбиваешь рукой доску. Сложно этому научиться?
– Это называется тамасивари. И вопрос не в сложности, а в технике. Если неправильно сформировать кулак, то можно разбить костяшки. Поэтому мы и отжимаемся на кулаках – чтобы образовалась мозолистая поверхность. Если набивка есть, то ты всё чувствуешь, но тебе не больно. Тамасивари может быть в карате отдельной дисциплиной, по ней даже соревнования проводятся. И мы всегда на экзамене ее даем.
– Понятно, что для тебя карате – это, прежде всего, спорт, но если кто-то нападет в темном переулке, ты же сможешь за себя постоять?
– Когда я в 15 лет пришла в карате, мне никто не говорил, что это спортивная секция. Тренер всегда подчеркивал, что мы занимаемся боевым искусством и был противником того, чтобы девушки ездили на спортивные соревнования и участвовали в боях. Это было моим личным решением – выступать в кумите (бои на татами – прим. авт.). Помню, как я без разрешения уехала на Кубок мира в Китай, где заняла 2 место именно в боях. Так что сначала боевое искусство, потом уже – спорт.
Ну а если нападет какой-то бандит, думаю, что справлюсь. Не зря же столько ката в своей жизни сделала! (ката – ведение поединка с воображаемым противником, – прим. автора.).
Ката – это ключ ко многим ситуациям в жизни. Тебя хватают за руку – ты механически делаешь движение, которое миллион раз повторял в ката. Просто автомат срабатывает… Еще развивается пространственное мышление и интуиция. Когда я иду по улице, всегда чувствую, что происходит сзади. Это полезно, поэтому мы и с ребятами на тренировках уделяем достаточно много времени приемам самообороны.
– Ты сказала, что пришла в карате в 15 лет. Это ведь достаточно поздно для того, чтобы добиваться успеха на мировом уровне…
– Ну, я бы так не сказала. Сначала я занималась спортивной гимнастикой, потом баскетболом, волейболом, финтес-аэробикой, и все это мне очень пригодилось, когда я пришла в карате.
Мне все давалось гораздо легче, потому что у меня уже была физическая и координационная база. Другие люди приходят в карате нулевыми и годами эту базу нарабатывают. У меня же все уже было, включая растяжку, оставалось только техникой заняться. Мне это очень нравилось! Я могла часами одно ката делать, и мне не было скучно.
Многим в карате бывает тяжело психологически, потому что они только начнут ходить на тренировки и ожидают, что вот сейчас откроют какую-то тайну и станут, как кунг-фу панда! Так не бывает. Как ребенок первые три года учится ходить, так в карате первые три года мы ставим базу. И только спустя три года начинаем двигаться дальше.
«Я была ужасной»
– Карате – это еще и философия, и определенные правила поведения в жизни. Ты им следуешь?
– Да, хотя быть спокойной, если честно, не всегда получается. В прошлом году ехали с детьми из Анапы в поезде. Все устали, потому что батрачили с утра до вечера на соревнованиях. А у меня – верхняя боковушка, большой чемодан, который никуда не влезал, да еще черепаха – взяла с собой сироту из гостиницы, хозяин уговорил, сказал, что сезон заканчивается и девать ее некуда. Я и взяла. И ситуация с соседями по вагону сложилась, так скажем, не очень хорошая…
До такой степени, что я не выдержала и сказала им: «Люди, да что ж вы злые-то такие?! Ведь вы же, в отличие от нас, отдыхали две недели, на солнце грелись!».
Короче, не выдержала. Пошла к начальнику поезда, чтобы убрал меня куда-то с этой боковушки за любые деньги. Сказала, что готова сутки простоять у его купе в коридоре, лишь бы в этот ад не возвращаться. В итоге начальник предложил верхнюю полку в своем купе, где еще другие проводники ехали. Накормили меня арбузами, я им истории про карате рассказала – они под впечатлением остались.
– Считается, что каратисты – особенные, во многом правильные люди. Ты себя такой считаешь?
– Наверное, есть моменты, когда надо быть неправильной. Я, например, все делаю по совести, даже если понимаю, что не в выгоду себе. Знаю, что ничего не заработаю, но делаю, потому что мне так спокойнее, в душе будет все хорошо.
– То есть никаких сумасбродных поступков, и даже вспомнить нечего?..
– Ну как же нечего… До 20 лет я была ужасной. На экзамен на коричневый пояс пришла в нетрезвом виде… Всю ночь тусила в клубе с друзьями, потом пошла купаться на карьер, поняла, что уже не смогу спать и на утро вот так, после бессонной ночи пошла на экзамен. При этом понимала, что еще даже не протрезвела. Тренер понял, что что-то не так, и я готова была умереть со стыда. После этого случая я для себя решила: либо я гуляю и тусуюсь, либо тренируюсь, и в 20 лет простилась с алкоголем.
Так что детей на тренировке я никогда не ругаю, потому что сама была такой же. Помню, в туалете в школе черным баллончиком нарисовала пацифик на всю стену. А зачем я это сделала, даже не знаю. Просто захотела!
– Ты хорошо училась? Насколько я знаю, у тебя куча дипломов, но зачем они тебе?
– Училась я всегда хорошо, никогда особо не напрягаясь. Школу закончила с шестью четверками, остальные – пятерки. Потом был юридический колледж с красным дипломом и университет, где по основным дисциплинам тоже были пятерки. А зачем мне это все? Юридическое образование по жизни очень помогает, хотя работать в каких-то структурах, в офисе, я бы однозначно не смогла. Люди с этих офисов приходят домой как выжатые лимоны, а я бегу на свою работу и не могу с нее уйти!
Параллельно я очень много училась фитнесу. Региональная федерация фитнес-аэробики привозила в Петрозаводск наикрутейших преподавателей из Москвы, которые давали методику. Потом я сама начала ездить на обучающие семинары и в завершение получила дополнительное образование государственного образца по физкультуре. Так что все это нужно и важно.
«Мне нужна была глобальная цель, и я ее придумала»
– Почему ты выбрала для себя столько разных направлений в спорте, не лучше ли сосредоточиться на одном и именно ему отдавать все силы?
– Дело в том, что все мои направления переплетаются, поэтому одно другому не мешает. Взять хотя бы триатлон. Изначально я всего лишь хотела научиться плавать, но стимула просто пойти в бассейн и просто нанять инструктора не хватало. Мне нужна была глобальная цель, и я ее придумала: научиться плавать с нуля, чтобы через полтора месяца выйти на старт триатлона! При этом я сразу предупредила тренера, что он должен сделать невозможное, но я буду стараться!
Он провел со мной шесть уроков в бассейне, и на четвертом я уже поплыла кролем, а на седьмом уроке бассейн закрылся на профилактику. Тогда я купила гидрокостюм, и мы поехали на озеро. Там я проплыла свои первые полтора километра за 43 минуты. Для человека, который, в общем-то, еще недавно не умел плавать, это более чем хорошее время.
Ну, а на самих соревнованиях по триатлону я проплыла дистанцию за 40 минут, что является моим личным достижением. Я звезд с неба не хватаю, для меня главным было в принципе доплыть, потому что даже в этом я была не уверена. Когда плывешь в серединке, с тобой еще 60 человек, и тебе внезапно перепадает по башке и по спине, и ты захлебываешься, – вот тут как раз карате и помогает! В триатлоне никого не интересует, новичок ты, или не новичок. Там люди плывут по людям! И цель – не захлебнуться и не умереть.
Ну и главное, – триатлон дает хорошую выносливость. Если ты можешь проплыть полтора километра, потом проехать 40 км на велике и еще 10 км пробежать, – 2 минуты поединка в карате ты продержишься!
– Как ты вообще выжила на этом триатлоне с такой минимальной подготовкой?
– Ну, я же не сумасшедшая! Если бы я не была готова физически, я бы никуда не стала соваться! Но было реально тяжело. Когда я проплыла дистанцию, у меня началась дикая боль в животе. Поднялось брюшное давление и меня стало разрывать изнутри, как будто в животе аквариум. Я не могла втянуть живот и не могла поднять ноги – бежала мелкими шагами. Решила – буду так бежать, пока не упаду!
– И какое место ты в итоге заняла?
– Я там ничего не заняла, и даже цели такой не ставила, например, попасть в пятерку. Это был мой первый старт и мне достаточно знать, что я достигла финиша и что я – не последняя… Люди занимаются триатлоном профессионально, а для меня это дополнительный вид для улучшения общих показателей. Впрочем, как и просто бег. Я начала бегать много лет назад после родов, когда произошел гормональный сбой, и я никак не могла похудеть. Сначала просто ходила быстрым шагом, потому что было невероятно тяжело, потом стала потихоньку ускоряться, и в итоге мне понравилось бегать. Сейчас практически на всех забегах в Петрозаводске занимаю призовые места.
«Обожаю работать с малышами»
– Какую победу ты считаешь самой главной в жизни?
– Не так важна победа, как важна справедливость. Если я вижу, что моя соперница по-настоящему круче, если я вижу, что человек реально этим живет, выкладывает всего себя, я подхожу, снимаю шляпу и говорю: «Спасибо, я буду у тебя учиться».
В 2014 году я заняла 2 место на Кубке в Японии. Завоевала его в поединках, потому что ката, как оказалось, в Японии выиграть очень сложно, практически невозможно. Помню, я подошла к судье и напрямую его спросила: «Как мне выиграть ката?». И знаешь, что он ответил? «Родиться в Японии!».
– В чем или в ком ты находишь мотивацию?
– Да во всем! Заканчиваю занятие по йоге, даю людям отдышаться, они лежат, я их пледиками накрываю, потом они встают и говорят: «Как же хорошо!». И вот это «Как же хорошо!» – то, ради чего я работаю. У нас проходят чайные церемонии, мы завариваем чай, пьем, разговариваем… И все эти эмоции, которые я могу дать, они и меня тоже мотивируют.
Обожаю работать с малышами. У меня есть пупсики – группа 4-6 лет. Их главная задача хотя бы встать на точку. Они танцуют, ты их поддерживаешь, они обязательно придут обниматься, они не могут без этого – и это тоже эмоции, но другие.
Все время вспоминаю, как свое первое боевое крещение я получала в одном из дамских фитнес-клубов Петрозаводска, куда приходили светские львицы. А я была просто молодым тренером с кучей сертификатов, но без опыта. И вот они на меня смотрят: «Чем ты нас хочешь удивить?». А потом просто встают и демонстративно уходят. Я приходила к директору и плакала, говорила, что больше не могу работать. И только когда я втянулась, научилась, и уходила оттуда через 7-8 лет, все мои клиентки потянулись за мной.
«Очень много пришлось вложить денег, сил и нервов»
– У тебя есть студия, объединяющая несколько спортзалов. Не страшно было открывать что-то свое?
– На каком-то этапе я одновременно работала в пяти финтес-клубах, но понимала, что ни на одной из этих площадок не могу реализовать все задачи, которые передо мной стоят. Я не могла что-то большее дать детям, поэтому приняла решение уйти в свободное плавание, чтобы самой за все отвечать, ни перед кем не отчитываться и ни под кого не подстраиваться.
Я создала две некоммерческие организации – школу карате и школу танцев, и получила приглашение занять муниципальные площади в «Универмаге Карелия», за что очень благодарна властям Петрозаводска. Мне нужны были два просторных зала, два года я делала в них ремонт, чтобы осуществить свою мечту. В конце концов, все получилось, но очень много пришлось вложить денег, сил и нервов.
– Ты свои деньги вкладывала?
– Мы пытались получить какие-то гранты. Но как говорил мой бывший муж: «Есть человек-продукт, и есть человек-продажа». Я умею делать, но не умею продавать. Так что с грантами не получилось, и я просто стала больше работать, в том числе, в других регионах, чтобы заработать на зал. И сейчас я тоже преподаю в Санкт-Петербурге в танцевальной школе. Приезжаю туда на несколько дней и веду занятия.
– В чем уникальность твоей студии?
– У меня два зала, в которых работают школа карате, школа танцев и фитнесс-студия для взрослых. Я отталкивалась от идеи создания семейного клуба: пока ребенок танцует, мама занимается йогой, папа – карате, и все чем-то заняты.
– Тебе кто-то помогает это все реализовывать?
– У меня есть моя помощница Александра. Эта девушка много лет назад пришла ко мне заниматься в фитнес-клуб, потом увлеклась карате, сейчас у нее черный пояс, 2 дан, она кандидат в мастера спорта и мой ассистент по фитнес-йоге. Александра мне помогает во всем, хотя на первых порах я даже платить ей не могла.
«Для меня отдыха не существует»
– В общем, тебе не сидится на месте. Расскажи, как ты отдыхаешь.
– Это самый больной вопрос. Для меня отдыха в стандартном понимании не существует. Когда ты постоянно тренируешься по 8-9 часов в день и держишь тело в тонусе, любой стоп сразу бомбит по организму. Без тренировок тело начинает болеть. Помню, я летела 12 часов в самолете в Японию и чуть не застрелилась – у меня сразу начала болеть поясница и между лопаток. И не потому, что я их не укрепляю, а потому что тело привыкло жить в определенном состоянии и другое состояние для него уже некомфортно. Я даже в поезде, когда едем на соревнования, все время приседаю в проходе, чтобы тело расслаблялось и отдыхало в привычном для себя состоянии.
Поехать в Турцию и просто полежать на пляже? Да я умру там от скуки и дискомфорта! Если день физически был малонасыщенным, вечером я просто не смогу уснуть.
– Я встречала в сети замечательное видео, сделанное твоей подругой Настей Мочаловой, на котором ты посреди озера занимаешься йогой на сабе. Теперь я понимаю, что именно это для тебя – идеальный отдых…
– Да, мы с Настей иногда выезжаем, плаваем. В Песках есть общество сабсерферов, мы мечтали тогда снять групповое видео – привязать сабы по кругу и провести общую тренировку. Думаю, что в следующем году мы обязательно это реализуем. А пока я была одна, там и музыка, и радуга, и гладь озерная… Как говорит Настя: все звезды сошлись.
– У тебя бывают приступы лени? Иногда ведь нужно останавливаться…
– Нет, лени не бывает, если только это не связано с плохим самочувствием. Вот сегодня я вытянула на занятие йогой свою маму. Она звонит утром и говорит, что не очень хорошо себя чувствует и не пойдет. Но я ей не оставляю вариантов: «Заезжаю за тобой в 9-30!».
У меня бывает, я могу среагировать на погоду, но как только начинаю заниматься, все проходит.
– У тебя есть какие-то увлечения, кроме спорта?
– Ну, моему ребенку как-то купили лего – и мы несколько вечеров его собирали. Сейчас подарили конструктор – еще одно хобби.
На самом деле я много чего люблю делать. И готовить я умею, и печь. Тортики всякие, печенья. Было бы время.
– Ты соблюдаешь спортивную диету? Правильное питание и всё такое?
– Мне нельзя сидеть на диете. Я даже проводила такой эксперимент. Приезжаю в зал – взвешиваюсь. Проходит первое занятие – минус 400 грамм. Проходит второе – минус 300 грамм. При такой интенсивности я не смогу заниматься и еще соблюдать диету. Поэтому у меня, скорее, интуитивное питание.
В один момент времени я отказалась от говядины и свинины, потому что на переваривание уходило много энергии, хотелось спать. А в целом я ем самые обычные и простые продукты. Чем они проще, тем лучше, без всяких приправ и соусов. Вареная картошка и кусок курицы – вообще идеально.
– Спортсменки все время вынуждены носить спортивную одежду. Тебя это напрягает?
– Для меня это вообще не проблема. Я одеваюсь в зависимости от настроения или погоды. Если позволяет погода и есть настроение – могу надеть юбку с каблуками. Даже если тренировка. Ну, скажут: «Тренер сегодня модный пришел!».
– У тебя есть какое-то любимое место в Петрозаводске?
– Я не местная, поэтому любимое место с детством не связано. Родители у меня – южные, а я родилась в Германии, где мама и папа прожили шесть лет. Мой отец – военный, и потом его перевели в Карелию.
В Петрозаводске мне нравится набережная, потому что я люблю там бегать. Бежишь, дышишь, любуешься… Причем в любое время года, даже зимой и в слякоть. Полные кроссовки воды? А мне по кайфу!
У нас как-то летние сборы были, 10-дневные, и мы с детьми на набережной расстилали коврики и йогу делали. Вдруг – ливень! Промокли все, бедняги, до трусов, но такие были счастливые! До зала по улице шли босиком, потом сушились, короче – шквал эмоций, настоящее приключение!
«Эта победа – ценнее куска золота!»
– Что ты можешь посоветовать начинающим спортсменам?
– Мне один человек все время говорит, что нужно зарабатывать много денег. У него такая цель. Я смотрю на него: «Знаешь, когда ты заработаешь много денег? Когда то, на чем ты хочешь заработать, будешь делать качественно, хорошо и с любовью!»
То же самое и в спорте. Родители приводят детей: «Мы пришли делать чемпиона». На что я им отвечаю: «Это не ко мне!».
У меня занимается много детей, но чемпионы среди них далеко не все, при том, что учу я их всех одинаково. У меня не бывает, что на индивидуальных занятиях кто-то постигает какие-то «секретные приемы». Мальчик занимается с 6 лет, у него сейчас черный пояс, он чемпион мира, занял первое место на Первенстве России. Но тренируется он абсолютно столько же, сколько тренируются все остальные. У нас нет большего объема, мы даем возможность детям заниматься каждый день, а дальше уже их выбор: ходить каждый день, или раз в неделю.
Поэтому начинающим спортсменам я бы дала такой совет – любить то, чем занимаешься, и никаких планов на пять лет не делать. Ты просто тренируешься или приходишь на соревнования и выкладываешься!
Я терпеть не могу, когда дети выигрывают с первого раза. Это путь в никуда. Когда победы даются легко, у ребенка сразу теряется интерес. Есть те, кто раз проиграл, два проиграл, пять проиграл, и только на шестой раз – выигрывает. И для него эта победа – ценнее куска золота! Потому что он в нее вложил труд и время. Некоторые и по десять лет не выигрывают, а потом эта победа становится главной в их жизни.
Беседовала Наталья Захарчук
Фото Людмилы Корвяковой и из архива Виктории Вовк.
По традиции – селфи на память.