История началась два года назад, когда жительнице Кондопоги Татьяне Костяковой выделили бесплатный земельный участок по инвалидности. По закону в течение пяти лет она должна была построить дом, что семья и сделала.
Ездили сюда всей семьёй. Сами трудились, вырубали лес, вычищали, утилизировали мусор. Провели электричество, канализацию, водопровод. Сделали фундамент, поставили сруб. Сейчас осталось установить окна, двери и сделать внутренние работы. Мы бы уже въехали, если бы не ограничения, которые наложили на нас судбеные приставы, – рассказала дочь Татьяны Елена Соколова.
Но оказалось, что у участка есть другая собственница. Землю она получила в наследство от отца в 1999 году. Об этом семья Татьяны Костяковой узнала в суде, куда ее пригласили в качестве третьих лиц. Оказалось, в реестре участок, выделенный инвалиду, и участок, на который оформила наследство новая претендентка, имеют разные кадастровые номера. А вот фактические границы полностью совпадают. Суд постановил включить участок в наследство истицы.
Суд вынес решение аннулировать сведения из ЕГРН, аннулировать договор аренды, снести дом в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда. Мы будем обязаны уплачивать неустойку – 200 рублей в день – если сроки сноса дома будут нарушены. Решение в силу еще не вступило. Мы ждем на руки определения, – рассказала Елена Соколова.
Как сообщила женщина нашему порталу, семья хочет подать апелляционную жалобу и готовит кассационную жалобу в суд Санкт-Петербурга.
Отец истицы (наследницы) не зарегистрировал свое право владения земельным участком, хотя по федеральному закону № 122 от 1 января 1998 года, он был обязан сделать это. Но не сделал на протяжении всей жизни. Соответственно незарегистрированное право по наследству перейти никак не может, – поясняет Елена.
Однако суд это не учел и подчеркнул, что неверно истолковали нормы законодательства. Это и планирует оспорить семья. Наш портал подал запросы в Администрацию Кондопожского района и в Министерство земельных и имущественных отношений Карелии, как так получилось, что земельный участок выдали с обременением. Семь дней уже прошло, но ответ мы получили только от одного из ведомств. В администрации Кондопожского района сообщили, что данный участок в ноябре 1999 года, действительно, выдавался. Но с тех пор, как утверждает и Елена, не был зарегистрирован.
Физическим лицом право пожизненного наследуемого владения не регистрировалось. В собственность данный участок не оформлялся. Не устанавливались и границы данного участка, то есть кадастровые работы не проводились. Данный участок сейчас исключен из Единого государственного реестра недвижимости, что подтверждает факт отсутствия зарегистрированных прав на данный земельный участок. Из вышесказанного следует, что на момент предоставления земельного участка в аренду Костяковой Татьяне Ивановне он был свободен от прав третьих лиц, – рассказали нашему порталу в администрации Кондопожского района.
О том, что участок был свободен, говорили и сотрудники Минимущества в интервью ГТРК “Карелии”. По всем документам территория была свободна. Но, как так вышло, что объявилась наследница, чиновники не понимают.
Мы делаем запросы в Госфонд данных Администраций для того, чтобы не возникла такая ситуация. Ну вот, к сожалению, по каким обстоятельствам именно здесь документы не были обнаружены ни одной из организаций, к сожалению, не могу вам прокомментировать, – сказала первый заместитель министра имущественных и земельных отношений Карелии Ольга Кучкова.
Судиться с чиновниками семья не хочет. Ее цель – восстановить свое право на участок. Мама Елены – инвалид-колясочник. Жить в городской квартире ей сложно. В доме они обустроили и проемы, и все жилые помещения под ее нужды. Поэтому и не хотят сносить дом. Построить заново такой же они будут не в силах. Уже вложено около 3 миллионов рублей.
Нам бы хотелось отстоять участок и вернуть те деньги, которые мы потратили на адвокатов. Мы не хотим ни на ком наживаться. Но просто государство выделило нам участок, позволило воспользоваться своим правом и мы бы хотели его отстоять, – подытожила Елена.
Как стало известно после выхода сюжета ГТРК “Карелия” на экраны, делом заинтересовалась прокуратура Карелии. Проверку ведомство начало без заявления самой семьи.