Жилища древних людей соединены в цепочки, самая длинная из которых достигает 11 впадин. Подобных находок нет не только в России, но и в Фенноскандии, сообщает пресс-служба КарНЦ РАН. Исследованием занимался коллектив археологов и геологов из Карельского и Кольского научных центров РАН. Главной задачей ученых было комплексно исследовать материальную культуру доисторических жителей Карельского берега Белого моря.
Для этого проводились археологические разведки и раскопки поселенческих комплексов эпохи камня – раннего металла, устанавливался их возраст, изучались природные условия местообитания древних людей, реконструировались рельеф, климат и динамика геологических процессов на этой территории за последние 9 тысяч лет. Ученые исследовали участок побережья длиной около 40 км от устья реки Кереть до деревни Соностров.
Памятник, который привлек наше наибольшее внимание – поселение Корабельная бухта – 1. Здесь оказалось 70 впадин жилищного и иного характера, крупные хозяйственные ямы. Здесь встречались цепочки впадин не только 3-4 в ряд, но и максимально 11. Примеров таких мы не знаем ни на Северо-Западе России, ни в Фенноскандии, – рассказала старший сотрудник Института языка, литературы и истории КаРНЦ РАН Надежда Лобанова.
В жилищах археологи расчистили оригинальные каменные очаги и собрали интересные находки. В том числе на поселении Соностров III обнаружены кости. Ученым предстоит провести анализ и выяснить, каким животным они принадлежали.
Одной из главных задач проекта было определить возраст археологических памятников. Использовали метод изолированных бассейнов. Дело в том, что береговая линия Белого моря за последние 12 тысяч лет поднималась на разных участках с разной скоростью.
В историческое время, так же, как и сейчас, берег моря не был однородным. Он имел множество заливов, на дне которых формировались морские осадки. По мере поднятия территории заливы осушались. После осушения отделялись озера – образовались изолированные бассейны, которые затем опреснялись. Узкий прослоек – переход от моря к озеру – является главным для датирования переходных зон. Так как он содержит органическое вещество, его легко датировать. Мы получаем время формирования этих осадков, то есть время, когда территория вокруг озера стала сушей. И эта датировка также позволяет судить о времени, когда этот участок суши был морем. В результате мы определяем время, древнее которого стоянка не может быть, – пояснила принцип работы старший сотрудник Института геологии КарНЦ РАН Татьяна Шелехова.
Например, возраст поселений Соностров III и IV не превышает 6320 лет, жилища памятника Корабельная Бухта II, не могут быть древнее возраста 6720 лет. По итогам исследования издана книга «Древнее население Карельского берега Белого моря: природная среда, материальная культура, образ жизни».