В Петрозаводске разгорелся скандал вокруг установки памятника ювелиру мастерской Фаберже Михаилу Перхину. Очередной ошибкой со стороны властей архитекторы города, входящие в Градостроительный совет, назвали установку памятника в створе улицы Титова в Петрозаводске. Свои аргументы они изложили в обращении к общественности. Об этом наш портал рассказывал. Причин тому, напомним, несколько.
Во-первых, по мнению архитекторов, со стороны улицы Пушкинской и смотровой площадки на улице Титова памятник будет расположен слишком низко. Смотреть на него придется с высокой точки и со спины. Во-вторых, масштаб предлагаемого памятника не соответствует большому и открытому пространству существующего спуска. В-третьих, соседство с тренажерами – не лучший вариант для восприятия. И, наконец, странно, что памятник ювелиру займет центральное место на набережной, при том, что памятник основателю города Петру Первому расположен скромно в «кустах» у бывшего речного вокзала. Так считают члены Градостроительного совета.
При этом архитекторы отмечали высокий уровень качества самой скульптуры и предлагали несколько альтернативных вариантов размещения – к примеру, справа на пустыре возле Национальной библиотеки, в районе исторической застройки города, а также на втором спуске к набережной в створе улицы Свердлова.
В Министерстве культуры, которое принимало окончательное решение по месту памятника, от комментариев нашему порталу отказались. Ответ Минкульта, мягко говоря, удивил. В ведомстве пообещали дать свои пояснения после того, как скульптура встанет на свое место. Произойдет это к концу ноября, говорят чиновники. Тем не менее, мы готовим журналистский запрос, ведомство будет обязано дать на него ответ в семидневный срок.
Портал «Карелия.Ньюс» обратился за комментарием к другой заинтересованной стороне – главе Петрозаводска Владимиру Любарскому. Мэр карельской столицы, хоть и признал, что отвечать на этот вопрос все же должны в Минкультуры, но согласился высказать свое субъективное мнение по широко обсуждаемой сейчас теме.
По словам Владимира Любарского, все варианты установки памятника обсуждались на градостроительном совете, но ни один из них стопроцентно никого не устроил.
На мой взгляд, с точки зрения локации, все предложенное и одинаково хорошо, и одинаково плохо. Я не могу сказать, что выбранное место хуже или лучше тех мест, которые предлагали архитекторы. У них тоже согласия не было. Так-то если искать аргументы, то какое отношение Перхин имел к Петрозаводску? Никакого. Но Петрозаводск – столица Карелии. Если мы поставим памятник в Ялгубе, откуда Перхин родом, будет ли он интересен кому-то, будут ли туда ездить туристы и гости Карелии? И выделили ли бы нам деньги на него меценаты (большую часть средств выделила группа компаний «Ренова» Виктора Вексельберга, – прим. ред.), если узнают, что памятник будет стоять в деревне? Мне кажется, выбранный вариант не самый плохой. Окончательно я свое мнение сформирую, когда памятник уже будет стоять на месте, предметно, – высказал свою точку зрения Владимир Любарский.
Резюмируя, мэр подчеркнул, что с памятником в любом случае лучше, чем без него. Всем не угодишь, и через некоторое время, считает он, горожане посмотрят на него по-другому.
Архитекторы в своем обращении напомнили, что это не первый пример игнорирования мнения профессиональной общественности. Как рассказал нашему порталу один из подписавшихся, экс-архитектор города Евгений Фролов, точно так же не обсуждалась на совете установка памятника Чарльзу Гаскойну на проспекте Карла Маркса. Никто из архитекторов не видел проект строящегося здания автовокзала на ул. Чапаева. Неизвестно также, как будет выглядеть после реконструкции здание филармонии на улице Кирова. Его проект трижды рассматривался на Градостроительном совете и трижды отвергался с большим количеством замечаний.
Мы заостряем внимание на действии властных структур, которые вопреки мнению специалистов принимают решение самостоятельно. Вот и все. А получится ли повлиять на него или нет? Мы не знаем, как отреагируют те, кто принял это решение, – сказал Евгений Фролов.
Пока никакой реакции чиновников, кроме главы города, нет.
Но не будет ли поздно или не ждет ли памятник Михаилу Перхину судьба печально известного Бигбена на площади Гагарина, который был установлен вопреки мнению архитекторов, а потом с позором снесен. Мы поинтересовались у Владимира Любарского.
Я не думаю. Перхин наш земляк, который прославил нас и к нашему стыду мы об этом не знали, а Бигбен был здесь просто инороден, как элемент культуры, – ответил градоначальник.
Напомним, имя Михаила Перхина знает весь мир. Знаменитый ювелир дома Фаберже. Из 52 знаменитых императорских пасхальных яиц «Фаберже» 28 изготовил именно Перхин. Но мало кто знает, что родом он из деревне Окуловской Шуйской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Сейчас эта деревня называется Ялгуба, находится она недалеко от Петрозаводска на берегу Онежского озера. Свое детство знаменитый ювелир провел именно здесь, пока в 16 лет не уехал в Санкт-Петербург. А еще он был меценатом и, разбогатев, никогда не забывал свою маленькую родину. Он был попечителем Ялгубского земского училища. В 1899—1900 годах пожертвовал в церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Ялгубе дорогие позолоченные серебряные богослужебные сосуды, и золотую табличку с чеканными узорами с именами родных Михаила Перхина для поминовения.
С предложением установить в Петрозаводске памятник Михаилу Евлампиевичу Перхину выступил Союз ювелиров России и Клуб «Российская ювелирная торговля».
Автор памятника – Павел Калтыгин из Санкт-Петербурга. По задумке скульптора, ювелир Перхин стоит, опершись на токарный станок. Чтобы передать полное портретное сходство, в работе использовал его прижизненные фотографии. В архитектурном решении пьедестала частично используются присущие изделиям Перхина пропорции и декоративные элементы. Монумент выполнен из бронзы и малинового кварцита. Памятник уже готов и ждет, когда будет готова площадка.