Карельские ученые исследуют, как рубки ухода влияют на подрастающие ели. Для этого они выделили в Прионежском районе 12 экспериментальных площадок.
Десять лет назад в этом месте был вырублен спелый ельник. К настоящему времени здесь сформировался лиственно-еловый молодняк, в верхнем ярусе которого доминирует осина и береза, а под ее пологом произрастают ели. По высоте они в несколько раз уступают лиственным породам.
В рамках эксперимента ученые на шести опытных площадках осину и березу удалили полностью, а на шести контрольных – оставили. Два года они будут наблюдать за микроклиматом участков, ростом ели, напочвенным покровом и почвой. Особое внимание уделят изучению адаптационных механизмов дерева к новым условиям. Ведь рубки ухода не только позволяют убрать «нежелательные» деревья и кустарники, но и приводят к смене освещенности и, в конечном итоге, изменяют микроклиматические параметры условий внешней среды.
Когда ель произрастала под пологом осины, у нее сформировалась теневая хвоя, и весь водный режим и другие физиологические процессы были настроены именно на такие условия. При резкой смене условий освещения у растений возникает стресс, — рассказывает Наталия Галибина, руководитель исследования.
По окончании двухлетнего эксперимента будет получен срез данных наблюдений за разными показателями, связанными с транспортом веществ, водным режимом, фотосинтезом, усвоением сахаров растением.
Также мы получим анатомический ряд показателей: количество рядов клеток древесины (ранних и поздних трахеид), изменение толщины их клеточных стенок, химический состав древесины. У нас будет интересный материал по первым этапам адаптации растений ели к резкой смене условий освещения, – отметила Наталия Галибина, руководитель исследования, главный научный сотрудник лаборатории физиологии и цитологии древесных растений ИЛ КарНЦ РАН.
Полученные в ходе исследования данные позволят строить более точные модели того, как влияет на ель интенсивное освещение, и найти наиболее успешный вариант проведения лесохозяйственных мероприятий, при котором деревья будут не так подвержены стрессу.
Фото: Алексей Пеккоев / Институт леса КарНЦ РАН