В музее "Кижи" разгадывают секреты новых экспонатов - трех нательных крестов

В музее \


“Неделю назад в «Кижи» появились три предмета «с секретом»,- сообщает пресс-служба музея. Это три костяных нательных креста довольно грубой работы. Их передал музею известный коллекционер из Санкт-Петербурга, уроженец Карелии, художник Максим Максимов. Сейчас крестики детально изучают  историки, искусствоведы и реставраторы.

В центре каждого креста есть крошечная линза, через которую можно видеть картинку духовного содержания. В первом случае это изображение храма, во втором — человек, в третьем — некое действо. Размер каждой картинки — меньше квадратного миллиметра.

Реставратор музея Игорь Кожевников установил, что крестики сделаны из моржового клыка и протравлены квасцами для придания им красного цвета. Глубина окрашивания составляет всего 0,2–0,3 мм. Художник-реставратор Рената Гашкова с помощью электронного микроскопа сделала фотографии картин в глазках, усилив резкость и яркость изображения, что позволило разглядеть детали, недоступные невооруженному глазу.
Эксперт-искусствовед Екатерина Рычкова идентифицировала изображения как колокольню Серафимо-Дивеевского монастыря (предположительно), моление святого Серафима Саровского и сцену поклонения волхвов в пещере Рождества в Вифлееме.

Сейчас эксперты пытаются понять дату и место создания крестиков. И пока вопросов больше, чем ответов.

Разные источники указывают на Палестину, Киев, Ладогу, Дивеево и т. д. По одной из версий, в линзу вставлялись изображения того храма или монастыря, в котором кресты продавались. По другой версии, они могли быть изготовлены в мастерских Валаамского монастыря. Миниатюрность литографий в глазках предполагает использование точной оптики, а на Валааме была своя часовая мастерская и можно допустить, что изготовлением оптических миниатюр занимались монахи-часовщики. С другой стороны, в Серафимо-Дивеевском монастыре Нижегородской губернии в 1875 г. были созданы литографическая и фотографическая мастерские. Помимо прочего, там тиражировали печатные иконы, в том числе — образ основателя Дивеевской обители Серафима Саровского.

Окончательный ответ на вопрос о месте создания крестиков мог бы дать демонтаж глазков, поскольку на обороте старинных микролитографий часто ставили подпись автора или печать мастерской. Заодно можно определить материал, на котором выполнены изображения. Рената Гашкова предположила, что картины в глазках могли быть выполнены не на бумаге, а на чем-то прозрачном, похожем на пленку, ведь изображения видны только на просвет. К тому же, во второй половине ХIХ века в России уже использовали технику метахромотипии, которая позволяла переводить печатные картинки с бумажных литографий на фарфор, металл и стекло.

Не исключено, что кресты изготовлены в разных мастерских и различаются техникой изготовления изображений в глазках (фотопечать на бумаге, гравировка на пленке, стекле, метахромотипия на линзе и т. д.). Важную информацию можно извлечь из самих изображений, говорят эксперты.

К примеру, в глазке одного из крестов видно изображение храма. При этом оно перевернуто и смещено в левый верхний угол. Оптическая трубка установлена слегка под наклоном, крепежное кольцо сомкнуто неровно. Точно идентифицировать храм не удалось, но можно предположить, что тут изображена колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря, почитаемого православными церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы».

Сейчас ясно, что все три креста содержат уникальные сюжеты, которые не встречаются в собраниях других музеев, и хранят множество загадок, которые еще предстоит разгадать сотрудникам музея «Кижи» и их коллегам из других музеев и научных центров.

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять