Девушка из «общества высшей истины». Как коренная карелка стала обладательницей черного пояса по карате

Уроженка Кондопоги, а ныне петрозаводчанка Ольга Мякеля умеет печь калитки, учит карельский язык, путешествует по всему миру и участвует в поединках с мужчинами в одном из самых сложных видов карате. 

Ольга Мякеля в превосходной спортивной форме. Когда ее встречаю, она либо «на тренировку», либо «с тренировки». Легкая, выносливая, активная, модная, вдумчивая… Мы с ней сдружились больше по нашим карельским общественным интересам: то калиток вместе напечем, то я книжку Ольге презентую, то переживаниями поделимся. Почти не задумывалась на счет спортивного увлечения приятельницы. Ну да, чем-то там занимается, как, впрочем, и многие. Для тонуса. 

Но пришло время узнать о человеке больше. Моя собеседница – обладатель черного пояса по карате киокушинкай, четвертого дана мастерской степени. Ольгу ставят в тренировочные поединки с мужчинами, поскольку в додзё, где она занимается, женщин с ее степенью нет.

– Ольга, как ты пришла в карате? Расскажи, какие результаты и достижения ты имеешь сейчас? Занималась ли ты спортом раньше? 

– Карате Киокушинкай (или Кекусинкай) – в переводе с японского языка означает «общество высшей истины». Это контактный стиль карате, один из самых сложных и жестких. Пришла я в этот спорт пришла случайно, за компанию. Всегда была любознательна, все новое меня привлекает. Подруга позвала попробовать, я согласилась. Подруга прозанималась полгода, а я уже в этом спорте больше 10 лет.

Мне пришлось пройти систему степеней: в кекусинкай различают 10 ученических степеней «кю» (каждой соответствует определенный цветной пояс) и десять мастерских степеней «дан» (черный пояс). Для получения следующего кю и дана надо проходить тесты: знание философии карате, терминологии на японском языке, кихон (базовая техника), ката (последовательность движений поединка с воображаемым противником), кумитэ (поединок). Причем ученические степени начинаются с 10 по 1 кю, а мастерские степени – с 1 по 10. Сейчас я обладаю 4-ым даном, кроме того, имею судейскую категорию. 



Я всегда старалась вести здоровый образ жизни: велосипед, длительные пешеходные прогулки, бассейн, путешествия. Только за последние несколько лет побывала в Южной Корее, Португалии, Грузии, Армении, Испании, Швеции, Финляндии. Владивосток, Калининград, Псков, Крым – российские места. Как только появляется возможность, спешу собраться в новую поездку.

– Кем ты работаешь и как увлечение вписывается в твою жизнь? Как организован тренировочный процесс, и где ты тренируешься?

– Работаю в офисе энергетической компании, работа в основном сидячая. Активный вид спорта поддерживает мою физическую форму, а кроме того – вселяет уверенность и порой философское отношение ко многим проблемам. В Карелии есть много додзё (место тренировки, – прим. автора) различных организаций и стилей карате.

Я тренируюсь в додзё Вотинцев (шихан, обладатель 7-го дана), которое относится к Союзу карате Карелии, Российскому Союзу карате Кекусинкай. Тренировки по три раза в неделю продолжительностью полтора-два часа. 

– Для женщины – весьма редкий вид спорта. Есть ли кроме тебя в вашем петрозаводском клубе женщины?

– Да, женщины, девушки, девочки тренируются во всех додзё кекушинкай. Карате оказывает только положительное влияние на их физическую форму: развивается сила, гибкость, выносливость, практикуется дыхательная практика. Кроме того, преодоление собственных страхов, лени, уважение противника – все это формирует характер.

– Что тебе лично дает этот вид спорта? Физически? Духовно?

– Этот спорт дал мне очень много. Физическую форму, лучшее понимание себя, организованность. У меня очень много друзей в «семье кекушин», в том числе и за пределами России. Приезжали к нам в Карелию на сборы представители Японии, Голландии, Китая, Норвегии, Финляндии, я сама была на сборах в Норвегии, Финляндии. Тесты на первые свои даны я сдавала в Казани и Москве. Это общение, дружба, взаимопомощь… 

– Расскажи, пожалуйста, о своих карельских корнях. У нас с тобой общая боль – за карельский язык, деревни, нашу культуру. Что для тебя всё это значит сегодня? Ты являешься представителем совсем небольшой группы карелов – карелов-людиков. 

– Я родилась в Кондопоге в 1962 году. Моя мужняя фамилия – Мякеля – финская. Родители мужа в 1930-х годах переехали из Финляндию на эти земли. Мужа нет в живых, как и моих родителей. Сын, повзрослев, переехал в Финляндию.

Действительно, все мои предки до пятого колена были карелами-людиками. Я занимаюсь своей родословной давно, закончила курсы генеалогии при университете. В нас есть и шведская кровь (отсюда и моя девичья фамилия Шведова, по-деревенски – «руоччи»). Все предки проживали в Кондопожском районе, в так называемых Сележах (куст деревень) или Šel&s;gad и говорили на карельском языке. Моя мама после эвакуации во время войны перестала говорить на родном языке, хотя понимала его.

В раннем детстве, когда меня привозили в деревню к бабушке, я понимала и даже что-то говорила, поэтому я считаю карельский язык родным, хотя и не говорю на нем сейчас свободно. Но я пытаюсь восстановить его хотя бы частично, занимаясь на курсах людиковского карельского языка в петрозаводском Ресурсном языковом центре. Очень рада, что такая возможность есть.

Очень переживаю за будущее своего языка, потому что носителей из года в год все меньше, желающих изучать тоже становится меньше. Кроме того, я убедилась, что даже потомки карелов-людиков иногда не знают, что у их предков было другое, редкое наречие. Я привлекаю в нашу языковую группу своих родственников, с давними участниками группы мы пытаемся сделать русско-людиковский словарь для облегчения обучения. Кроме того, я администратор в сетевой группе https://vk.com/lyydinkiel  Надеюсь, это помогает привлечь людей к изучению языка, вспомнить о забытых или полузабытых корнях.

– Вернемся к карате. Считаешь ли ты этот вид спорта необычным для женщин, опасным, например? Хотела бы ты привлечь к нему других женщин? Что этот вид спорта мог бы им дать?

– Нет, не считаю. Как уже упомянула, карате – это не только поединок, это философия, это здоровье, это уверенность в себе. А техничное выполнение ката – это просто красиво! В кекусинкай существует додзёкун – свод правил, который знает наизусть каждый – от кохая (младший ученик) до ханси (мастер с 8-9 даном). И там есть такие слова: «Клянемся, мы будем соблюдать правила этикета, уважать старших, воздерживаться от насилия… мы будем следовать нашим Богам и никогда не забудем истинную добродетель – скромность… мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний…».

Никогда в поединке не ставят женщину и мужчину вместе, это противоречит правилам, но на тренировке мне приходится стоять с ними в паре. Конечно, мужчина физически сильнее женщины, но мужчины-каратисты – благородны и умны, никогда не позволят себе демонстрировать свое превосходство. 

– Был ли какой-то запоминающийся случай, связанный в твоей жизни с этим видом спорта? Может, парадоксальный?

– Однажды на тренировке я сломала два пальца на ноге, пришлось накладывать гипс. Конечно, на работу добиралась всеми доступными способами, чаще всего меня подвозили коллеги. Однажды меня вызвал мой руководитель, посмотрел, как я, хромая, вхожу в его кабинет и спросил: «Ольга Валентиновна, а вы не хотите сменить карате на йогу?» На что я ответила, что поза лотоса вряд ли защитит меня от хулигана. 

Текст Наталья Антонова

Фото из домашнего архива Ольги Мякеля

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять